Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Очень личный фильм Тодоровского про 70-е, вторая часть самой страшной истории Стивена Кинга, шпионская история с Кирой Найтли, фильмы о войне в Венеции – кинокритик Егор Москвитин рассказывает о новинках проката.

«Одесса»

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: WDSSPR

В Одессу 1970 года – летнюю, цветущую, волнующую запахами и вкусами – приезжают важный журналист из Москвы (Евгений Цыганов) и его маленький сын Валера (тезка режиссера фильма – Валерия Тодоровского). В городе Валеру ждут бабушка и дедушка (Леонид Ярмольник и Ирина Розанова), а его отца – последний шанс почувствовать себя молодым. Вымышленные события (для Тодоровского проект очень личный, но все же не автобиографический) переплетутся с реальными – Одессу закроют из-за эпидемии холеры. С этого момента сюжет будет напоминать о романе «Любовь во время холеры» – классической истории о том, как близость смерти и ощущение конечности времени обостряют почти угасшие чувства. Но, кроме хроники запретной страсти, в фильме есть и целый спектакль внутри дома-колодца – о семейных тайнах, старых обидах и несбывшихся мечтах. И это уже что-то в духе американских пьес об обжигающих объятьях родни – таких, например, как «Август: Графство Осейдж». Переключения между камерной семейной драмой и написанным широкими мазками портретом эпохи фильму удаются не всегда – но обаяние актеров и города (хоть вместо настоящей Одессы и снимались российские «дублеры») это искупает.


«Оно-2»

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: «Каро-Премьер»

Два года назад «Оно» – экранизация одного из страшнейших романов Стивена Кинга – добилось знаковых успехов. Во-первых, фильм с рейтингом «18+» оказался вынослив в прокате – и это вдохновило авторов ужастиков сочинять более зрелые и радикальные истории без оглядки на рыночную цензуру. (При этом само «Оно» наиболее жуткие и извращенные эпизоды книги экранизировать так и не рискнуло). Во-вторых, картина доказала, что воспоминания о детстве в массовом кино – сюжет не только для теплой ностальгии (как в сериале «Очень странные дела»), но и для настоящих трагедий. Как и должно быть в правильных экранизациях Кинга – например, в пронзительном фильме «Будь со мной» (Stand By Me, 1986).

И вот, напомнив зрителю о том, что детство бывает страшным, грустным, одиноким и травматичным, «Оно» заходит на второй круг: после событий первой части прошло 27 лет, подростки выросли, мечты не сбылись, а ужас из подсознания – в лице клоуна Пеннивайза – снова проснулся. Героям (теперь их играют Джессика Честейн, Джеймс Макэвой и Билл Хейдер из «Барри») приходится вновь собрать «клуб неудачников» и дать бой своему прошлому. Получился идеальный хоррор, который напоминает, что драмы-драмами, но блуждать по лабиринтам памяти всегда интереснее, когда за тобой бежит клоун-убийца.


«Работа без авторства»

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: Ten Letters

Опоздавший к российскому прокату участник прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. Красивый, но чересчур серьезный фильм о человеке, который всю жизнь носил в себе осколки войны, но смог заглушить боль памяти, занимаясь искусством. Действия начинаются в восточной части Германии в годы Второй мировой, когда герой еще был ребенком, а заканчиваются в ФРГ десятилетия спустя – повзрослев, мальчик стал художником. Но ужасы, увиденные в детстве, преследуют его все эти годы. И в какой-то момент к бесплотным призракам присоединяется еще и настоящий злодей из прошлого – нацистский врач, отлично устроившийся в новом мире. Герой разрывается между желанием разоблачить негодяя и любовью к его дочери. А во флэшбеках в роли офицера советской армии сияет Евгений Сидихин. И все бы хорошо, но фильм идет больше трех часов!

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: Ten Letters

Впрочем, такой хронометраж морализаторских эпосов про войну уже становится для Венеции чем-то вроде ежегодной повинности. Например, в этот раз на фестивале показали трехчасовой черно-белый фильм «Раскрашенная птица», который хочет донести до зрителя ровно ту же мысль, что и «Работа без авторства» (война продолжается до тех пор, пока жив последний ее свидетель), но делает это отвратительными средствами. Главный герой – еврейский мальчик, который бежит от фашистов навстречу Красной армии. Фильм хочет быть «Иди и смотри» своего поколения (и даже снимает Алексея Кравченко в одной из ролей), но режиссера подводит чувство меры. ”Раскрашенная птица” – это непрерывная галерея запрещенных приемов, пыточного порно и разом всех свинцовых мерзостей, на которые способен кинематограф. Мужчина вырезает сопернику глаза вилкой, а ребенок пытается затем вставить эти глаза обратно в глазницы. Женщины насилуют другую женщину бутылкой, забивая ее в нее ногами. Священник отдает мальчика на попечение педофилу. Девушка занимается сексом с козлом, а мальчик из ревности отрезает козлу голову. Немцы расстреливают и заживо сжигают евреев. Мужчину заживо съедают крысы. Ребенка бросают тонуть в болоте из экскрементов. И так – три часа. При этом есть подозрение, что 7 сентября фильм войдет в число призеров фестиваля. И на фоне этой аномалии помпезная «Работа без авторства» даже как-то начинает казаться деликатнейшим высказыванием о войне и судьбе человека. Но дело лишь в фоне.


«Опасные секреты»

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: «Наше Кино»

Фильм с прекрасной Кирой Найтли и актуальной повесткой: основываясь на реальных событиях, он рассуждает о тонкой грани между гражданской позицией и государственной изменой. Героиня – британская переводчица, контрактница при спецслужбах, в распоряжении которой оказались доказательства незаконности вторжения в Ирак в 2003-м. Кэтрин Ганн решила передать документы СМИ – и оказалась на скамье подсудимых. Защищать ее согласился один-единственный адвокат, которого играет Рэйф Файнс. «Опасные секреты» – фильм на стыке двух жанров. Первый – типично британский биографический фильм, сочетающий в себе рыцарскую героику с тонкой иронией. Второй – американский политический триллер в духе «Всей президентской рати» – кино холодное, страшное, лишающее всякой веры в торжество добра. Получается своего рода песнь льда и огня. И мороз по коже, и жар от чужой отваги.


«Жуки»

Премьеры недели: «Одесса», «Оно-2» и «Опасные секреты»

Фото: ТНТ

Сериал. С 2 сентября на ТНТ

Новый симпатичный ситком от авторов «Интернов» и «СашиТани». На этот раз канал ТНТ пытается познакомить и примирить городских пижонов-миллениалов с реалиями русской жизни за пределами МКАД. Главные герои – программисты, разрабатывающие приложение для знакомств. Им вот-вот дадут 100 миллионов евро (чтобы сразу снять все вопросы о реализме сюжета), но сделку намерен сорвать военкомат: ребят, как и положено 25-летним миллионерам, ждет срочная служба в рядах ВС РФ. Хипстеры тут же прячутся от судьбы в глухой деревне, где продолжают доделывать стартап и узнавать свой народ. Социальных задач, как в случае с «Толей-роботом», перед этим сериалом, кажется, не ставили, но с терапевтической функцией комедии он справляется хорошо – сама ситуация, в которой оказываются герои, щедро генерирует поводы для шуток. И эти шутки, что важнее всего, будут понятны во всех уголках России.

Егор Москвитин

05 сентября