В центре Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась ретроспектива «Улицы Лагранжа», приуроченная к 80-летию знаменитого советского и российского фотографа. Он одним из первых отказался от постановочных кадров, стремился показать жизнь простого человека и передать атмосферу времени. В экспозиции представлено более ста фотографий, сделанных им с 1960-х до конца 1990-х годов. Куратор Александра Анисимова рассказала о выставке и редких снимках, на которые стоит обратить внимание.
Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, строение 1Начинался творческий путь Лагранжа с любительской съемки. В 1957 году в издательстве «Изогиз» вышла серия открыток «Виды Крыма» с его кадрами. Спустя два года, в 20 лет, Лагранжа приняли в Фотохронику ТАСС, где он проработал четыре года, а потом пошел учиться в университет – поступил на журфак МГУ.
Экспозиция открывается яркими кадрами 60-х, которые наверняка узнают даже те, кто не увлечен фотографией: «Бабуля», «Вратарь», «Сольфеджио» и «Юные балерины». В 1963 году кадр, снятый в Балетной студии Дворца пионеров на Ленинских горах, получил золотую медаль на международной фотовыставке в Будапеште. Это был первый конкурс для 24-летнего фотографа, и сразу – невероятный успех.
Пересматривая свой архив 60-х, Лагранж сам себя шутливо называет «детским фотографом». Свой знаменитый кадр «Сольфеджио» он сделал в тот момент, когда школьники, гримасничая, изображали пение. Все потому, что дети олицетворяли желанную свободу – они способны делать то, на что порой не решаются взрослые.
Настроение свободы, жажда перемен, поиск самовыражения – определяющие черты оттепельной фотографии. Именно поэтому основными сюжетами Лагранжа в этот период становятся романтизированные портреты рабочих, молодые влюбленные пары, беззаботно проводящие время школьники и студенты. Рядом с простыми людьми – портреты таких «икон» 60-х, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Александр Галич, Роберт Рождественский, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов.
С наступлением «оттепели» приоткрылся «железный занавес», и в жизни советских граждан появилась редкая возможность выезжать за границу. В 1964 году Лагранжу удалось поехать туристом в Париж в составе молодежной делегации общества дружбы «СССР–Франция». Он ехал без редакционного задания, но все равно снимал. Парижский фотоочерк был позже опубликован в «Литературной газете» – целым разворотом: такие публикации создавали фотографу имя на годы вперед.
После ТАСС Владимир Лагранж четверть века проработал специальным фотокорреспондентом в крупнейшем общественно-политическом журнале «Советский Союз», который выходил на нескольких языках и распространялся в СССР и за за рубежом. В экспозиции представлены те кадры, которые не были допущены к публикации в 70-е, по причине того, что «советский человек так выглядеть не мог».
Отдельный блок в составе выставки – фотографии, сделанные Лагранжем во время его командировки в Афганистан. В 1989 году по поручению редакции журнала «Родина» он поехал снимать вывод советских войск. Для самого Лагранжа было важнее запечатлеть те страшные последствия, которые принесла афганская война, чем снимать в местах боевых действий. Вот пустая, но прибранная койка, на которой лежит табличка с именем умершего, вот смотрящий вдаль искалеченный солдат, потерявший ногу, – разрушающие последствия войны показаны глазами втянутых в нее обычных людей.
Серию коммуналок Лагранж начал снимать в 80-е и продолжил в 90-е. Он придумал эту тему без задания редакции, потому что сам довольно долго жил в бараке и на себе ощутил трудности вынужденного соседства. Будни коммуналок фотографировал в Москве, Петербурге, Одессе.
В 1991 году, а следом и в 1993 в стране происходит государственный переворот – фотографиями этих событий завершается экспозиция выставки. Лагранж снимает на баррикадах, находясь в гуще протестующих на улицах, а также в самых верхах, показывая растерянность на лицах лидеров.
Завершается прогулка по улицам Лагранжа знаменитой фотографией «Голуби мира», сделанной в 1962 году. Тогда же она открывала третью выставку «Наша молодость» в Парке Горького, а журнал «Советское фото» отдал ей целый разворот. Мы повесили снимок рядом с бэкстейджем: портретом молодого Владимира, выстраивающего кадр.
до 17 ноября
Билеты: в будни – 400 рублей, в выходные – 500 рублей
05 сентября, 2019