От «Голубей мира» до перестройки: что смотреть на выставке фотографа Владимира Лагранжа

В центре Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась ретроспектива «Улицы Лагранжа», приуроченная к 80-летию знаменитого советского и российского фотографа. Он одним из первых отказался от постановочных кадров, стремился показать жизнь простого человека и передать атмосферу времени. В экспозиции представлено более ста фотографий, сделанных им с 1960-х до конца 1990-х годов. Куратор Александра Анисимова рассказала о выставке и редких снимках, на которые стоит обратить внимание.

Крым и оттепель

Владимир Лагранж. Юные балерины, 1962

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Болотная набережная, 3, строение 1

Начинался творческий путь Лагранжа с любительской съемки. В 1957 году в издательстве «Изогиз» вышла серия открыток «Виды Крыма» с его кадрами. Спустя два года, в 20 лет, Лагранжа приняли в Фотохронику ТАСС, где он проработал четыре года, а потом пошел учиться в университет – поступил на журфак МГУ.
Экспозиция открывается яркими кадрами 60-х, которые наверняка узнают даже те, кто не увлечен фотографией: «Бабуля», «Вратарь», «Сольфеджио» и «Юные балерины». В 1963 году кадр, снятый в Балетной студии Дворца пионеров на Ленинских горах, получил золотую медаль на международной фотовыставке в Будапеште. Это был первый конкурс для 24-летнего фотографа, и сразу – невероятный успех.

Владимир Лагранж. Сольфеджио, 1968


Пересматривая свой архив 60-х, Лагранж сам себя шутливо называет «детским фотографом». Свой знаменитый кадр «Сольфеджио» он сделал в тот момент, когда школьники, гримасничая, изображали пение. Все потому, что дети олицетворяли желанную свободу – они способны делать то, на что порой не решаются взрослые.

Владимир Лагранж. Поэтесса Белла Ахмадулина, 1961 г

Настроение свободы, жажда перемен, поиск самовыражения – определяющие черты оттепельной фотографии. Именно поэтому основными сюжетами Лагранжа в этот период становятся романтизированные портреты рабочих, молодые влюбленные пары, беззаботно проводящие время школьники и студенты. Рядом с простыми людьми – портреты таких «икон» 60-х, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Александр Галич, Роберт Рождественский, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов.


Париж и Франция

Фото: Михаил Голденков/The City

С наступлением «оттепели» приоткрылся «железный занавес», и в жизни советских граждан появилась редкая возможность выезжать за границу. В 1964 году Лагранжу удалось поехать туристом в Париж в составе молодежной делегации общества дружбы «СССР–Франция». Он ехал без редакционного задания, но все равно снимал. Парижский фотоочерк был позже опубликован в «Литературной газете» – целым разворотом: такие публикации создавали фотографу имя на годы вперед.

Владимир Лагранж
фотограф
Когда мои парижские фотографии принимали в газету, то спросили: «слушай, а почему ты нищих не снимал?» Я ответил: «Не снимал, потому что там такого не было». Такие вот советские были редакторы – покажи им загнивающий Запад. Но сейчас, когда я езжу за рубеж, бомжи – мои любимые герои, потому что они по-настоящему свободные люди.

«Неправильный советский человек»

Владимир Лагранж. Я верю таким людям,1978 г

После ТАСС Владимир Лагранж четверть века проработал специальным фотокорреспондентом в крупнейшем общественно-политическом журнале «Советский Союз», который выходил на нескольких языках и распространялся в СССР и за за рубежом. В экспозиции представлены те кадры, которые не были допущены к публикации в 70-е, по причине того, что «советский человек так выглядеть не мог».


Афганистан

Владимир Лагранж. Афганистан. Реквием, 1989 г

Отдельный блок в составе выставки – фотографии, сделанные Лагранжем во время его командировки в Афганистан. В 1989 году по поручению редакции журнала «Родина» он поехал снимать вывод советских войск. Для самого Лагранжа было важнее запечатлеть те страшные последствия, которые принесла афганская война, чем снимать в местах боевых действий. Вот пустая, но прибранная койка, на которой лежит табличка с именем умершего, вот смотрящий вдаль искалеченный солдат, потерявший ногу, – разрушающие последствия войны показаны глазами втянутых в нее обычных людей.


Коммуналки

Владимир Лагранж. Мой день стирки, 1989 г

Серию коммуналок Лагранж начал снимать в 80-е и продолжил в 90-е. Он придумал эту тему без задания редакции, потому что сам довольно долго жил в бараке и на себе ощутил трудности вынужденного соседства. Будни коммуналок фотографировал в Москве, Петербурге, Одессе.


Перестройка

Владимир Лагранж. Власть народу! 1993 г.

В 1991 году, а следом и в 1993 в стране происходит государственный переворот – фотографиями этих событий завершается экспозиция выставки. Лагранж снимает на баррикадах, находясь в гуще протестующих на улицах, а также в самых верхах, показывая растерянность на лицах лидеров.


Голуби мира

Автор Владимир Лагранж. Голуби мира. 1962 год

Завершается прогулка по улицам Лагранжа знаменитой фотографией «Голуби мира», сделанной в 1962 году. Тогда же она открывала третью выставку «Наша молодость» в Парке Горького, а журнал «Советское фото» отдал ей целый разворот. Мы повесили снимок рядом с бэкстейджем: портретом молодого Владимира, выстраивающего кадр.

Владимир Лагранж
фотограф
А как я голубей еще мог подловить? Созвать решением партии? Так что подкормил их пшеном. Но это не значит, что этот кадр можно назвать постановочным. Это просто умение из сюжета выловить репортажный момент. Хорошая фотография – это стечение многих обстоятельств плюс везение.

до 17 ноября
Билеты: в будни – 400 рублей, в выходные – 500 рублей

05 сентября