«Возвращение героя»: прочитайте отрывок из книги про архетипы в фильмах, книгах и рекламе

«Возвращение героя»: прочитайте отрывок из книги про архетипы в фильмах, книгах и рекламе

В издательстве МИФ вышла книга «Возвращение героя» Юлии Милович-Шералиевой. Она об архетипических образах из древнегреческих трагедий. Оказывается, они окружают нас до сих пор — в городском пейзаже и даже предметах в нашей комнате. «Возвращение героя», «воссоединение возлюбленных», «борьба с чудовищем», «опасное путешествие» — эти и не только сюжеты и образы повторяются снова и снова. Прочитайте отрывок из книги про архетипы в современных фильмах, книгах и рекламе.


Архетипы нашего времени: на страницах книг, в кино и в жизни


Как проявляют себя архетипы в современных фильмах, произведениях литературы, а также в рекламе, шоу-бизнесе и политике

В предыдущих главах мы рассмотрели, как архетипы представлены в художественных произведениях. Вспомнили ревнивую детоубийцу Медею, обладающую сплавом негативных черт Мага и Гедониста. Познакомились с Родителем и Ребенком в лице Сергея Михайловича и Маши из «Семейного счастия» Толстого. Разобрали трагедию Гедониста и Ребенка в «Крейцеровой сонате» того же Льва Николаевича. На примере двух образов — Шерлока Холмса и Холдена Колфилда — проследили обновление архетипов с течением времени и сменой эпох.

Эту главу мы целиком посвятим примерам, взятым не только из сферы искусства, но и из окружающей действительности, и убедимся: люди не только создают архетип в своем творчестве и наблюдают их в жизни, в Сети и на экранах телевизоров, но и воплощают их в собственном поведении. Автор, создавая свой мир, свою историю и стараясь вылепить героя, может нарочно подстраивать его образ под определенный архетип, а может, сам того не ведая, интуитивно творить «хрестоматийного» Героя, Мудреца и т. д. Люди в обыденной жизни, порой даже не осознавая этого, действуют, мыслят и выглядят в полном соответствии с тем или иным архетипом — или с несколькими, в своем единстве составляющими нашу уникальную личность. Они меняют маски в течение жизни — через взросление, смену социальных статусов, интересов и состояний.

Как же проявляют себя архетипы в документальных и художественных лентах, сериалах, мультфильмах, на концертных площадках, на арене политических дебатов, в рекламе, моде и литературе?

Рассмотрим для начала не совсем стандартную и не столь популярную форму творческого выражения — документальное видео. А конкретнее — трехминутный ролик, где отважный медвежонок карабкается по крутому заснеженному склону. По сути, это полноценный короткометражный фильм с идеальным главным героем — медвежонком. Он не просто протагонист: он решает ключевую задачу архетипа — вызвать ощущение сопричастности, единения. Напомнить о чем-то вечном, вневременном и понятном любому в любую эпоху.

Почему же этот ультракороткометражный фильм можно назвать полноценным примером архетипического сюжета? Потому что все его составляющие уместились в трех минутах видео. За 180 секунд медвежонок проходит Путь героя по Кэмпбеллу!

Зритель видит на экране заснеженный холм. На вершине его крутого склона — медведица. Она беспокойно расхаживает по самому краю и напряженно всматривается куда-то вниз. Там, внизу, — ее медвежонок. Он очень хочет наверх, к маме. Но холм слишком крут и высок, так что малыш может не добраться до мамы и погибнуть.

По Кэмпбеллу, да и в целом по правилам архетипического пути, у нас есть герой, который, возможно, всего секунду назад беззаботно брел бок о бок с мамой. Все у них было хорошо, ничто им не угрожало.

Но теперь герой получил вызов — и принял его. Медвежонок, вырванный из своего привычного мира, карабкается вверх, к маме, проходя таким образом свой Путь. У него есть помощники: усердие и упорство, природная ловкость и мама — манящая его цель. Есть и противники: закон тяготения, рыхлый снег и крутизна склона.

В какой-то момент медвежонок почти достигает вершины. Взбираться остается всего ничего. Но мама так отчаянно хочет помочь, что, попытавшись подхватить его, случайно сбрасывает вниз. Медвежонок стремительно скатывается по склону и оказывается даже ниже того места, откуда начинал свой подъем. Теперь все еще хуже, чем было. Это — точка смерти, седьмой из двенадцати шагов Пути героя.

Именно здесь, как вы, должно быть, помните из шестой главы, герой подходит к точке выбора. Будь он человеком, он мог бы испугаться, отчаяться и погибнуть. Но он — медвежонок, ему чужда рефлексия. У него нет времени на депрессию, уныние и походы к психотерапевтам. Он просто с удвоенным рвением начинает сначала.

Следя за происходящим на экране, зритель не может не волноваться за медвежонка: он всей душой желает ему взобраться на вершину холма. Встреть человек этого медведя наяву, возможно, тот бы просто оторвал встречному голову. Но все три минуты фильма зритель об этом даже не задумывается. Ведь каждый знает, каково это — хотеть быть с тем, кого любишь и о ком беспокоишься. Есть что-то такое в человеческих эмоциях, что заставляет сильнее переживать за того, кто очень старается, и не имеет значения, благи его намерения или нет.

«Возвращение героя»: прочитайте отрывок из книги про архетипы в фильмах, книгах и рекламе

Самка белого медведя Ursus maritimus и ее детеныш на плотном дрейфующем льду в проливе Хинлопена, Шпицберген

Люди испытывают сочувствие и ощущают сопричастность, даже если наблюдают за сценами из жизни другого вида

Важно именно то, как сильно этот герой старается. А медвежонок очень старается! Он — Ребенок, у него есть Родитель. Эти связь, любовь, забота вечны и понятны всем. Как и трудности, с которыми и мама, и малыш сталкиваются в стремлении выразить свою любовь и заботу.

Что еще архетипического в этой истории? Ставки. Понимание, кто чего хочет и что произойдет, если он этого не получит. Мы прекрасно знаем, чем может закончиться история медвежонка — гибелью. Его ставка — жизнь, а выживание — ключевая задача с самого зарождения человечества. Медвежонок в итоге достигает вершины. Он — победитель, герой, осознавший свою силу. Он смог выжить, пройти путь развития и обновления и теперь возвращается домой. Вот вам готовый архетип и образа, и сюжета. Это «Путь домой» по Борхесу, «Приключение», «Туда и обратно», «Воскресение» и даже «Победа над чудовищем» по Букеру. Четыре архетипических сюжета из семи! Комбо, созданное самой природой. Случайная съемка напряженного момента — одной из драматических сцен, какие разворачиваются по всему миру каждый день.

А вот пример из другой области — реклама батончика Snickers с участием знаменитого Роуэна Аткинсона в образе Мистера Бина. Это видео — часть глобальной кампании бренда «Ты не ты, когда голоден». Действие разворачивается в древнекитайском городе, на фоне узнаваемых декораций, стилизованных под восточное фэнтези или компьютерную игру про ниндзя или самураев.

Под покровом ночи, искусно перепрыгивая с крыши на крышу и выполняя умопомрачительные трюки, во вражеский стан пробирается группа мастеров кунг-фу. Среди них — Мистер Бин, судя по всему, прошедший тренировки с товарищами. Он очень старается — в своей знакомой всему миру неуклюжей и неловкой, а оттого разрушительной манере — следовать за друзьями. Пока воины совершают немыслимые кульбиты в лучших традициях монахов Шаолиня, Мистер Бин то скатывается с крыш, то карабкается по ним на четвереньках, пытаясь не отстать от кунгфуистов. Мистер Бин — несомненно, Шут, возможно, с чертами Ребенка: он настолько открыт миру, безоружен и наивен, что будто бы живет в сказке, а не в суровой реальности. Однако, согласно сценарию, этому несуразному персонажу все же предстоит пройти Путь героя, перевоплотившись в супермена, воина кунг-фу.

Другие герои сюжета — воины. Вспомните четвертую главу, где мы говорили о различиях в архетипах Востока и Запада. Воин Востока преодолевает прежде всего собственные возможности; совершает нечто, казавшееся физически невозможным. Тот факт, что эту суперсилу по-азиатски можно и нужно применять против реальных врагов, не имеет значения. Побороть себя самого — вот цель.

Главную роль в этом сюжете играют даже не Мистер Бин и бойцы, а артефакт — как и многие знакомые нам сокровища из древних мифов и сказок, вроде чаши святого Грааля или волшебной палочки. Краеугольный камень истории — батончик Snickers. Именно он пробуждает истинные возможности человека: каждый обретает невероятную силу, так необходимую прямо сейчас. И уже, казалось бы, проваливший всю операцию своей неловкостью Мистер Бин, надкусив батончик, обретает такую же мощь, как и его товарищи-супергерои. Теперь и он сам — Герой. Бинго.

«Возвращение героя»: прочитайте отрывок из книги про архетипы в фильмах, книгах и рекламе

Страница из шестого тома 15-томной манги Кацусики Хокусая (сборник эскизов), фрагмент, 1814–1878 гг.

Монах Шаолиня, ниндзя или самурай — герой Востока всегда борется, прежде всего сам с собой

Можно долго перечислять и разбирать рекламные ролики, но практически все они, подчеркивая привлекательность услуги или товара, выдержаны в этом же ключе. В качестве артефакта выступает нечто, обещающее то же, что сулили путешественникам в древности золотое руно, меч короля Артура, скатерть-самобранка, серебряное копытце, карта клада, сапоги-скороходы и прочие сокровища Агры. Стоит герою завладеть этим артефактом (часто благодаря появлению какого-то чудо-помощника), как его жизнь мгновенно преобразится. Реклама снеков, газировки, сладостей, фастфуда, аксессуаров, средств по уходу за телом, лицом и домом обещает мгновенное решение проблем через обретение сверхспособностей. Мир тут же заиграет новыми красками, все вокруг будет прекрасно — так и сбывается мечта. За 15, 30, 60 секунд зритель вместе с персонажами ролика проходит Путь героя и видит, как сказка становится явью.

В предыдущей главе мы как раз обсуждали то, как производители транслируют ценности, свойственные разным архетипам. Так вот, Шуту, Ребенку и Бунтарю ролики вроде рекламы Snickers интереснее других, а потому подобные видео — это всегда юмор, сказочные элементы, демонстрация невероятных возможностей и разрушение стереотипов. Какова компания, таков и стиль ее рекламы.

Примеры из сферы политики — удивительное сочетание максимальной приближенности к реальности с закулисной режиссурой. Здесь происходит столкновение с интересным эффектом взаимного влияния друг на друга преобладающих архетипических образов народа и правителей. Менталитет населения вполне архетипичен: ценности, цели, желания и средства их достижения конкретных наций и конкретных архетипов весьма созвучны. Например, средний житель так называемого Библейского пояса США (преимущественно южных и юго-восточных штатов) в своих желаниях ближе всего к Славному малому, возможно, Герою/Воину. Его традиционные ценности вторят всему, чего ищут эти архетипы. Среди так называемых реднеков, а также где-нибудь на Аляске всегда будет популярен образ Героя, Славного малого или сильного и уверенного Правителя, придерживающегося патриархальных взглядов. Мы можем предположить, что именно на этих территориях местные жители испытывают симпатию и к президенту нашей страны — из-за общности ценностей и целей. В остальных (западных и северных) штатах популярен архетип Творца. Тот, кого называют self-made man (человек, сделавший себя сам), начал процесс созидания с самого себя, добравшись до вершины успеха — статуса главы страны. Потому есть в истории США и политики из сферы искусства, и те, кто на своем посту в целом проживает активную творческую, даже богемную жизнь. Клинтон с его саксофоном, любитель вечеринок Обама, Трамп, снявшийся в нескольких лентах и буквально сделавший себя сам, актеры Рейган и Шварценеггер, пусть последний в политике выступил только в качестве губернатора штата.

В России также традиционно ценят «сильную руку», несомненный атрибут образа Правителя и/или Героя, — это заложено в нашем менталитете. То же можно сказать и о других государствах, чья культура близка к традиционной: например, Сербия и страны Латинской Америки ощущают потребность в строгих мерах и жестких рамках, гарантирующих безопасность, опеку и мудрое руководство. Тот, чей образ не соответствует архетипу Правителя или Героя, потерпит здесь неудачу. В целом чем труднее жизнь и суровее условия (в силу разных причин, хоть географических, хоть исторических), тем более ценным выглядит сильный правитель.

Европа, наследница античной культуры, боготворит правителей-Гедонистов. Наслаждение жизнью как главная ценность прижилось в Италии, Франции и соседних странах. Поэтому итальянцы умиленно наблюдали за любовными похождениями Сильвио Берлускони, с восхищением и одобрением обсуждая его очередную победу на амурном фронте. Французы не нарадуются на обаятельного Эммануэля Макрона, любителя задушевных телефонных бесед.

В Европе ценят и архетип Творца — изысканного созидателя, автора реформ и интересных решений. Кстати, в истории европейской политики тоже есть свои актеры: Вацлав Гавел у чехов, Лех Качиньский у поляков.

Что касается Востока, то здесь наиболее популярны архетипы Мудреца, Родителя, Правителя и Мага. Обращение к прошлому, традициям, знаниям и мудрости как к животворному источнику, к тому, что действительно важно на фоне бренности всего прочего, свойственно и Мудрецу, и Востоку в целом. Китайцы вряд ли оценят молодого энергичного политика-новатора. Они скорее отдадут предпочтение умудренному годами, спокойному, уверенному, даже жесткому лидеру. Здесь в чести и Правитель, символ сильной руки, столь ценимой в традиционных культурах, и Мудрец, умело плетущий свои сети, хоть порой они и обретают форму подковерных интриг, и Маг, способный благодаря знаниям, опыту и философии привести народ к процветанию, несмотря ни на что. Как Родитель такой лидер, пусть даже строгий, заботится о своих детях — гражданах страны. Си Цзиньпин — прекрасный пример воплощенного архетипа Мудреца, Родителя, Правителя, а в чем-то и Мага, поскольку проявления китайского экономического чуда мы наблюдаем по всему миру каждый день.

Шоу-бизнес — это такая же «срежиссированная реальность», как и политика. Истории преодоления жизненных трудностей хорошо продаются в пиаре и шоу-бизнесе, как и в любых политических и идеологических форматах. Людям всегда нужен кто-то, глядя на кого можно подумать: «И я смогу быть героем». То же касается и реалити-шоу: их цель всегда в том, чтобы показать, как Славный малый, Ребенок, Бунтарь или Шут могут стать Героями, Творцами, Правителями; достичь огромного успеха, пройдя архетипический путь «из грязи в князи» по Букеру. Даже в авторских блогах необычайно популярны посты или подкасты на тему «моя неудача» и «моя последующая удача». Истории успеха тиктокеров или крупных бизнесменов также вдохновляют людей стремиться к подвигу и достигать своей мечты (вспомните ту же речь Стива Джобса и саму его жизнь).

В шоу-бизнесе крайне популярны берущие за душу истории реальных героев: в частности, Юры Шатунова и Дани Милохина — детдомовцев, добившихся успеха и славы. Или вспомним, например, Ника Вуйчича, рожденного инвалидом и ставшего всемирно известным оратором, писателем, музыкантом и счастливым семьянином. Не об этом ли повествуют наши любимые сказки вроде «Золушки», где героиня в прямом смысле поднялась из золы и заблистала, будто чистейший бриллиант?

Золотое правило продюсеров гласит: подопечные должны следовать выбранному образу и не нарушать его границ. Бритни Спирс обрела славу как Ребенок и Славный малый — наивные и милые архетипы, располагающие к себе любого. Но стоило поп-принцессе выйти за рамки этих образов и превратиться в Бунтаря, Шута, Гедониста, как ее карьера рассыпалась, будто карточный домик, как ни пытались продюсеры заново склеить полюбившийся когда-то аудитории образ.

Те же цели продюсеры преследуют, запрещая артистам до определенного момента вступать в брак или обзаводиться потомством, демонстрировать отношения с другими или позволять себе высказывания, противоречащие заданным образам. Если Ребенок попробует стать Родителем, армия его поклонников потеряет свою мечту и утратит ориентир. Если Славный малый, Шут, одиночка-Искатель или Творец попытаются «переодеться» в Гедониста, наслаждающегося любовью, вниманием поклонников и запрещенными препаратами, все усилия по выстраиванию изначального образа пойдут прахом.

Обратимся к более привычным примерам — из искусства. В основу очень многих произведений легла действительность, хоть и обрастающая по ходу написания сценария разными художественными дополнениями. Так, на момент издания книги обсуждается выход художественного фильма по сценарию Дениса Череухо. Главный герой, мальчик Тим, живет в деревне. Он учится плавать благодаря другу, родители которого, тренеры, готовы помочь Тиму заниматься плаванием профессионально. Однако отец мальчика против: у них есть семейное дело, которое нужно продолжать. Тренеры ищут компромисс: уговаривают отца позволить Тиму совмещать занятия и помощь в семейном деле. Отец соглашается, проявляя гибкость и преодолевая собственную закоснелость.

Тим повзрослел, добился успехов, готовится к Олимпиаде. До нее остается всего месяц. Юноша едет в свое первое путешествие по Италии, где с ним случается беда: в завязавшейся потасовке ему перебивают коленную чашечку. Вот и точка смерти. Тим не сможет участвовать в самом важном для спортсмена событии. Сломленный, он едет домой.

Проходит некоторое время, и изрядно настрадавшийся Тим отправляется в гости, чтобы развеяться. Дома у друга он видит барабаны — и начинает играть. Ребята втягиваются: сочиняют музыку, репетируют и выступают на разных площадках. Со временем группа становится всемирно известной. Короткий век спортсмена и нервное ожидание редких соревнований — все это Тима больше не волнует. Теперь он — счастливый музыкант.

Налицо, как вы уже поняли, прохождение Пути со всеми необходимыми остановками. Тим сначала — Ребенок, затем — Герой, после — Творец, и эта трансформация происходит у нас на глазах. Сценарий этого художественного фильма основан на абсолютно реальной истории мировой знаменитости. Тим — это Тилль Линдеманн, лидер группы Rammstein.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

06 октября

Новости