Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

Константин Коровин — самый знаменитый русский импрессионист. Какие картины художника можно посмотреть в основной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расскажет арт-обозреватель Елена Шарова.

«В лодке», 1888

Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

«В лодке», 1888

Для начала рассмотрим самую раннюю его работу. «В лодке» 1888 года. В ней нет еще плотной мешанины мазков. Фигуры главных героев написаны реалистично. Но посмотрите, как переплетаются в кружево листья над головой пары. Коровин превращает кроны деревьев почти в абстракцию всех оттенков зеленого: от светлых до темно-изумрудных. Да и сама композиция построена таким образом, что мы наблюдаем за сценой сверху, будто через объектив фотоаппарата. В лодке свидание. Девушка как завороженная смотрит на молодого человека, который что-то читает. То ли это любовная лирика, то ли дневник своей визави — по традициям конца XIX века самые сокровенные душевные чаяния люди давали друг другу прочесть.

Собственно, этот романтический настрой — и есть характерное отличие нашего импрессиониста от французов. Для Коровина важно не только как он пишет, но и то, что он пишет.

Для Константина Коровина правда важно то, что происходит, то есть сюжет полотна. И он видит жизнь глазами театрального художника, все вокруг превращается в мизансцену. Как для хорошего драматурга, для него важна история.


«У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889

Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

«У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889

Картину «У балкона. Леонора и Ампара» Коровин написал во время «командировки» в Испанию: он готовился оформлять премьеру в частной опере Саввы Мамонтова. И чтобы художник вдохновился, набрался впечатлений, меценат отправил его в турне по югу Европы. Конечно, без приключений не обошлось: в Барселоне его едва не убили, а в Мадриде приняли за матадора из-за шляпы, а когда узнали, что он русский — начали угощать пирогами, что тронуло художника. Он увидел в этом жесте родство русских и испанских характеров.

Кстати, сам он тоже проявил щедрость — купил одной из своих натурщиц новые ботинки: во время сеанса художник заметил ее смущение от того, что прежние давно прохудились. Леонора и Ампара отказались брать деньги за работу у этого доброго русского художника и даже отвели его в «комнату смеха» с кривыми зеркалами. Об этом Коровин спустя годы вспоминал в своей автобиографии «Моя жизнь». Написанной так же легко, как и его картины.


«Портрет Ф.И. Шаляпина», 1905

Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

«Портрет Ф.И. Шаляпина», 1905

Лучшим другом Константина Коровина и одним из любимых героев его картин был Федор Шаляпин. Он часто работал в спектаклях, оформленных другом-художником, а также позировал ему для портретов.

Эта работа кажется легкой зарисовкой из жизни, будто Коровин подсматривает за певцом, а тот как будто и не замечает внимания к себе. На самом деле посмотрите на этот щегольский костюм-тройку, на отведенную в сторону руку, чтобы мы могли полюбоваться как хорошо сидит жилет и отметить оттенок шейного платка. А книга в руках довершает образ модного, но интеллектуального актера. На самом деле Коровин вспоминал, что ни разу не видел своего друга с книгой в руках, но при этом тот всегда все знал, был образован и эрудирован. Два легчайших в отношении к жизни таланта очень ярко дружили, об их выходках говорила вся Москва. Но крайне тяжело сложилась судьба Коровина, когда оба товарища оказались в эмиграции в Париже и город-праздник обернулся к художнику своей не парадной стороной.


«Париж ночью. Итальянский бульвар», 1908

Константин Коровин: топ картин известного русского импрессиониста, которые можно найти в Москве

«Париж ночью. Итальянский бульвар», 1908

Это уже чистый импрессионизм. Но в отличие от Писсарро и Моне, Коровина часто манит именно ночь. Огни большого города, как декорация для очередной романтической истории. Этакая зарисовка будущего грандиозного спектакля про таинственные события, которые непременно скрываются за вальсом теней на мощеных улицах. События, на которые иногда проливают свет желтоглазые парижане-фонари.

Фото: «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1905

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости