Кинопремьеры: «Стриптизерши», «Дорогой папа» и сериал с Орландо Блумом

Драма «Щегол», «Стриптизерши» с Дженнифер Лопес и новый фильм с Владимиром Вдовиченковым – кинокритик Егор Москвитин рассказывает о главных новинках проката.

«Щегол»

Фото: «КиноПоиск»

Большинство рецензий с кинофестиваля в Торонто описывают экранизацию «пулитцеровского» романа Донны Тартт как катастрофу. Но зрителю, незнакомому с книгой, фильм с Николь Кидман, Энселем Элгортом и Финном Вулфардом из «Очень странных дел» (в роли русского наркомана-мажора!) может понравиться.
Да, детективная линия с пропавшей картиной прописана очень сумбурно, а невнятный финал обесценивает два часа подготовки. Но зато «Щегол» очень глубоко погружается в психологию человека, жизнь которого определяется травмой и делится на «до» и «после». В случае маленького героя травма – это теракт в музее, в котором он чудом уцелел, но потерял мать. И каким бы необычным ни был этот фильм, он находит очень оригинальную интонацию, чтобы описать мироощущение главного персонажа. Вся «детская» часть «Щегла» – настоящее золото. А о проблемах «взрослой», пожалуй, стоит написать отдельный текст – тем более что фильм выходит в российский прокат спустя считанные дни после премьеры в Торонто. Как, кстати, и скандальные «Стриптизерши». О них – дальше.


«Стриптизерши»

Фото: Courtesy of STXfilms. 2019 STX Financing, LLC

Стриптиз-клубы прекрасно осведомлены о своей киногеничности, но хороших фильмов, снятых в их декорациях, не так уж и много. В «Шоугерлз» Пола Верховена танцы у шеста были почти шаманским ритуалом, метафорой того заклятия, которое Калифорния накладывает на своих амбициозных жертв. В «Сказках стриптиз-клуба» Абеля Феррары залитый неоном кукольный домик превращался в сцену отнюдь не для девушек, а для героя Уиллема Дэфо – хозяина разоряющегося заведения, смешного и несчастного узника женской красоты, романтика с пустыми карманами. А еще были фильмы «Стриптиз», «Окись» и «Близость» – и каждый из них видел в откровенном танце новый сюжет.

Фильм «Стриптизерши», спродсюрованный Дженнифер Лопес, – это история об очередной искаженной американской мечте. Клуб, где работают героини (в их числе и сама Лопес, а также восходящая звезда Констанс Ву и певица Карди Би), находится недалеко от Уолл-Стрит, поэтому девушки каждый вечер сталкиваются с властными мужчинами. И те со временем превращаются из богатых клиентов в классовых врагов, а жалеть врагов женщины, которых никто не жалел, не привыкли. Производственная драма превращается в криминальную аферу. А та – в социальный памфлет.

«Стриптизерши» явно затевались как фествиальная драма и большая сатира с едкостью и кислотностью какого-нибудь «Волка с Уолл-стрит». Но получилось кино самонадеянное и неглубокое. Зато веселое, наглое и сексапильное. Если идти в кино без завышенных ожиданий, то все будет хорошо.


«Дорогой папа»

Фото: «КиноПоиск»

Сборы российских фильмов этим летом оказались худшими за четыре года: на их долю пришлось всего 3,2 процента доходов сезона. Если считать в билетах, получится еще хуже, ведь на многие западные блокбастеры зрители предпочитали ходить в дорогие залы IMAX. Кажется, спасти русское кино с помощью артхауса и блокбастеров-нацпроектов особо не удается. Нужен, как говорится, здоровый средний класс: простые, качественные драмы и комедии для семей и подростков. Показанный на кинофестивале в Выборге «Дорогой папа» не худший пример такого кино. Это, конечно, не авангард армии спасения, но большой шаг по сравнению со сделанными той же командой «Временными трудностями».

Сценарный план предельно американский. Успешный бизнесмен из столицы узнает, что не может заключить важную сделку без согласия своей дочери (долго объяснять), которая живет в глубинке и понятия не имеет, что у нее вообще есть папа. Командировка из Москвы в Россию столкнет героя с бывшей возлюбленной, местными бандитами, неподкупными учителями и другими испытаниями, с которыми так просто не справишься, даже если ты Владимир Вдовиченков. «Дорогой папа» – фильм смешной (чего стоят хотя бы ударные выходы Ирины Пеговой и Николая Шрайбера – постоянного актера Бориса Хлебникова), нежный (за это отвечает 17-летняя актриса-открытие Валентина Ляпина) и современный: благородная Иева Андреевайте в нем, например, играет бизнес-леди, которая сама устанавливает границы в отношениях. Вполне себе диснеевское семейное кино с минимум двумя выдающимися сценами. В одной герои сидят у костра, напоминая каждому зрителю о том, что и с ним так бывало. А в другой, не поверите, все вместе танцуют тверк!


«Карнивал Роу»

Сериал, доступен на Amazon

Фото: «КиноПоиск»

На удивление затягивающий фэнтезийный сериал про вымышленное государство, очень похожее на Викторианскую Англию, однако населенное не только людьми, но и сказочными существами всех мастей. При этом несчастные феи, кентавры и фавны живут в продвинутой республике на правах мигрантов. Об их судьбах спорят в парламенте, их используют как дешевую рабочую силу на стройке метро, они вынуждены становиться прислугой и ютиться в борделях, а еще они, разумеется, не намерены терпеть все это вечно. Начинается социальный ураган, а в его эпицентре оказываются ветеран войны, ставший сыщиком (Орландо Блум), и фея-нелегалка (супермодель Кара Делевинь), которые когда-то встречались. Девушка вступает в революционную ячейку, мужчина гоняется по городу за Джеком Потрошителем, а зритель четко осознает, что никакая перед ним не «Игра престолов», но все равно не может оторваться. Главное – смириться с простоватой драматургией: для Amazon этот сериал – лишь разведка боем перед запуском «Властелина колец».


«Бунюэль в лабиринте черепах»

Кадр из мультфильма «Бунюэль в лабиринте черепах»

Редкая находка – биографический мультфильм о том, как снималось кино. Главный герой – испанский режиссер Луис Бунюэль. Время действия – тревожные для Европы и тяжелейшие для художника 30-е годы. Добившись славы как сюрреалист, Бунюэль решает снять документальный фильм «Земля без хлеба» – правдивую историю о вырождении глубинки. И сталкивается с сопротивлением друзей, врагов и самого материала. Как и относительно свежая картина «Ван Гог. С любовью, Винсент» (ее, кстати, рисовали не аниматоры, а настоящие художники – сотни кистей со всего мира), мультфильм очень просто и понятно описывает и объясняет насыщенный событиями период. И заставляет долго гадать, в каком кино больше выразительной и побудительной силы: документальном или игровом.

Фото обложки: Courtesy of STXfilms. 2019 STX Financing, LLC.

Егор Москвитин

11 сентября