Многовековая история Москвы полна тайн, загадок и легенд. И все они прячутся в стенах и комнатах особняков известных меценатов, фабрикантов и купцов. В эфире «Это Москва. Туризм» рассказали о трех мистических домах в Москве.
Эфир «Это Москва. Туризм» от 11 ноября
ул. Малая Никитская, 6/2, стр. 5
Фабрикант Степан Рябушинский жил в особняке на Малой Никитской. Этот дом для своей семьи предприниматель заказал у архитектора Серебряного века — Федора Шехтеля. Он создал такой особняк, что после постройки в 1903 году сразу три московских издательства стали печатать его на открытках.
В этом же особняке фабрикант обустроил и реставрационную мастерскую икон. После 1917 года семья владельца эмигрировала, а часть коллекции передали в Третьяковку. Позже, в 1930-х, в доме поселился Максим Горький и особняк стал литературным центром Москвы. Сегодня здесь расположена квартира-музей писателя.
ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Дом Носова на Электрозаводской похож на предыдущую локацию: оба особняка из одной эпохи, выполнены в стиле модерн и заказаны богатейшими фабрикантами Москвы. А появился дом в 1903 году. Тогда единственный сын Носова познакомился и влюбился в Евфимию Павловну Рябушинскую — сестру предпринимателя, который владел особняком на Малой Никитской. Однако Носов и Рябушинский друг друга недолюбливали, и, чтобы не делить с невесткой одну крышу, Носов-старший оставил молодым семейный дом и заказал себе особняк у Льва Кекушева — еще одного гения столичного модерна. Стройка заняла всего восемь месяцев.
ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1
Авторство дома на Воздвиженке под вопросом, но некоторые историки предполагают, что строил его Василий Баженов в конце XVIII века. И это объяснимо: по личному распоряжению Екатерины II Баженову было запрещено строить в Москве, потому что императрице не понравилась работа архитектора в Царицыне. Поэтому дом Пашкова напротив Кремля Баженов мог построить только инкогнито. И в подтверждение этой теории — еще одна деталь: парадный фасад дома выходит во двор, то есть особняк стоит спиной к Кремлю. К тому же это чуть ли не единственное здание в Москве, из окон которого на Кремль можно смотреть сверху вниз — вот так выглядела обида в XVIII веке.
11 ноября