22 ноября выйдет новый фильм Ридли Скотта «Гладиатор 2». Пола Мескала, сыгравшего главного героя, в The Guardian попросили взять интервью у режиссера. Как сообщает издание, у него это получилось.
Отрывок из х/ф «Парень и велосипед»
Самым ярким моментом, который перевернул жизнь Ридли Скотта, стала работа над короткометражным фильмом «Мальчик и велосипед». Он с теплотой вспоминает, как лежал в багажнике с камерой Bolex в руках, пока его брат Тони ехал на велосипеде, а отец вел машину. Тогда ему и открылась «магия» кинопроизводства, поэтому именно этот момент стал началом его большого пути в режиссуре.
Как вспоминает режиссер, однажды ему на глаза попалась пленочная камера Bolex, лежавшая в стенах художественного колледжа, в котором он учился. Когда он попросил ее для съемок, ему ответили: «нельзя снять фильм, пока у тебя нет сценария». Будучи впечатленным романом Джеймса Джойса «Улисс», будущий режиссер справился с написанием сценария за одни выходные и смог получить заветную камеру. Так и появился первый короткометражный фильм Ридли Скотта «Парень и велосипед» 1965 года.
До этого, по словам режиссера, у него не было особой тяги к работе в кино. Во время учебы Скотт рисовал огромные фрески к премьерам в местечковом кинотеатре, а дома, после того как родители уходили спать, ночи напролет смотрел телевизор.
Навыков монтажа у режиссера тоже не было — все делалось по наитию. Ошибаться было нельзя: «…когда ты делаешь разрез, теряются два кадра. Так что нужно быть абсолютно уверенным в каждом решении, иначе придётся полностью перепечатывать пленку».
Работать в BBC Скотт начал еще в колледже. Среди коллег почти все были выпускниками Оксфорда или Кембриджа. А Скотт — из обычной школы Nelson Terrace Secondary Modern, где максимум, на что он мог рассчитывать после выпуска, — это работа чертежником. Поэтому к нему относились как к «деревенщине».
Коллеги Скотта на своих проектах в основном занимались музыкой, интервью и спортом. Как вспоминает режиссер, в один момент он решил, что раз он работал в отделе искусства и декораций, то сможет снять упрощенную версию «Троп славы» (фильм Стэнли Кубрика). Сократив сценарий до сцены битвы на Сомме, вместе с помощниками Скотт снял мини-кино на Уимблдонском холме (Лондон). Когда «Оксфордцы» увидели это, они были в ужасе от того, настолько он их опередил.
Кадр из х/ф«Бегущий по лезвию» 1982
Вспоминая о первом опыте в кинематографе, Ридли Скотт объяснил, что еще в колледже понял, что «ошибиться — не страшно». Первым серьезным «ударом» режиссер называет отзыв на фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года: популярная на тот момент кинокритик Полин Кейл «разнесла» фильм в своей статье, опубликованной в The New Yorker.
Тогда Скотт написал письмо в редакцию: «Послушайте, я не против критики, но позвольте: если вы так меня ненавидите, просто игнорируйте. Четыре страницы разрушительной рецензии в вашем «элегантном» журнале — это лишнее».
Он так и не получил ответа, но до сих пор хранит отзыв в рамке.
Скотт вспоминает, что когда он еще работал в BBC, то получал всего 75 фунтов в неделю (сейчас примерно 10 тысяч рублей). Тогда же он встретил агента, который предложил ему целых 200 фунтов только за один рекламный клип. После этого он ушел из телевидения и начал снимать по 100 промо-роликов в год. За это время он подтянул навыки съемки и все чаще исполнял обязанности оператора, что в будущем позволит ему работать с несколькими кинокамерами одновременно.
Кадр из х/ф «Гладиатор 2» 2024
Вспоминая работу над последним фильмом, Ридли Скотт отметил, что использование нескольких камер значительно сокращает время, необходимое для производства кино. Например, сцена прибытия гладиаторов в Колизей в «Гладиаторе 2» была снята всего за половину рабочего дня. В подобных сценах важна слаженная работа всей команды, особенно первого ассистента режиссера, который значительно ускоряет процесс.
По словам режиссера, одной из сложностей, с которыми он столкнулся во время съемок «Бегущего по лезвию», было именно то, что на площадке работал всего один оператор. Трудности начались с поиска кандидата: Скотт потратил много времени, чтобы найти подходящего. А потом, изобретая велосипед уже во время съемок, над некоторыми сценами работали по несколько недель.
Скотт рассказал, что успех сцены во многом зависит от выбора актера. В съемочной группе нет разницы какую роль ты выполняешь, будь то кастинговый директор или оператор — вклад может быть равнозначным.
Сам Скотт начал карьеру фактически без образования в режиссуре, не считая шести недель курсов в BBC. Как вспоминает режиссер, поначалу он часто обращался за помощью к опытным ассистентам, которые давали советы по выбору актеров. Подобный подход, по словам Скотта, позволил ему быстро научиться понимать ключевые моменты кастинга.
Вспоминая весь творческий путь, Скотт отметил, что всегда был увлечен работой. Он рассказал историю о встрече с известным американским актером, который произвёл на него большое впечатление. Этот актер, чье имя он предпочел не называть, поделился с ним, что не берет отпуск, чтобы ничего не упустить в своей жизни. Для самого режиссера максимум отдыха — это два дня.
Кадр из х/ф «Парень и велосипед» 1965
Пока особых планов на будущие съемки нет — сейчас нужно дождаться выхода нового фильма. Но режиссер рассказал, что был бы не против снять мюзикл или вестерн, но не традиционный. Его идея — показать эпоху, предшествующую появлению железных дорог и классических салунов, где главным врагом человека все еще является дикая природа. В ленте должны быть задействованы коренные народы, а захватчики — показаны с точки зрения их взаимодействия с местными племенами.
Кадр из х/ф «Бегущий по лезвию» 1982
В конце, Ридли Скотт поделился, что не сожалеет ни об одном из своих фильмов. Но он предпочитает двигаться вперед и лишь иногда возвращаться к своим работам, только чтобы убедиться в их качестве. Например, недавно он пересмотрел «Бегущего по лезвию» и был удивлен, как картина не только опередила свое время, но и актуальна сейчас.
17 ноября