2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

В канун 2025 года редакция «Сити» подводит итоги и вспоминает все лучшее и интересное, что происходило в кино, музыке и гастрономии в первой четверти XXI века. Что смотрели, где отдыхали, какую музыку слушали и что ели москвичи?

Во второй части спецпроекта о кино критик Иван Афанасьев рассказывает про восемь важнейших событий в истории мирового (и российского в том числе) кинематографа первой половины 2010-х.

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1


Стриминги в топе

Сейчас уже как само собой разумеющееся мы представляем себе такие вещи, как, например, каршеринг и доставку еды на дом. Но приложения на все случаи жизни и всеобщая цифровизация — тренд, возникший именно в конце 2000-х — начале 2010-х, когда в широкий обиход вошли смартфоны и, что важнее, телевизоры с функцией Smart TV. Именно последние стали заметным толчком для формирования стримингов в том виде, в котором мы их сейчас знаем, — как альтернативы традиционным телеканалам. В 2010-м Netflix, до этого больше занимавшийся торговлей DVD-дисками, почти полностью отказывается от офлайн-проката фильмов и уходит в онлайн: заключает контракт на миллиард долларов с крупнейшими студиями и тратит на стриминг 117 миллионов долларов. С этого момента и пошла экспансия стримингов — семимильными шагами. Но их звездный час был впереди.


Расцвет супергеройского кино

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

Ну да, есть «Сорвиголова», есть «Форсаж», есть «Пираты Карибского моря». Но режиссер Джон Фавро смог капитально изменить правила игры. Колоссальные по тем временам сборы в 1,5 миллиарда долларов во всем мире (в России, кстати, «Мстители» собрали 43 миллиона — тоже внушительная такая цифра!) означали, что теперь мужчины в трико и смешных доселе масках в тренде. Стоит сказать, что нехилый толчок супергеройскому кино до этого дал и «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, но именно с «Мстителей» началась повальная комиксомания — даже среди тех, кто никогда не читал книжки с картинками.


Появление киновселенных

Разнообразные «версы» («вселенные») стали появляться не только по комиксам про Мстителей и Человека-паука. Свой кусок от моды на долгоиграющие, ветвящиеся франшизы захотели все. Главные конкуренты Marvel — DC и Warner Bros. — в 2013 году выпустили «Человека из стали», обновленную версию истории о Супермене, который, конечно, на фоне тех же «Мстителей» смотрелся несколько блекло («всего-то» 668 миллионов против 1,5 миллиарда), но начало «Расширенной вселенной DC» положить смог. «Уорнеры» же на пару с Legendary попытались сделать свою «монстерверс», которая началась с фильма о Годзилле в 2014 году, — с еще меньшим успехом. Запоздало, уже во второй половине 2010-х, тренд попытались подхватить в Universal, мечтая выстроить свою «Темную вселенную» с героями из классических хорроров, но вышедшая в 2017 году «Мумия» оказалась таким финансовым провалом, что идея была отвергнута почти сразу. Кстати, смешно, что в том же году на поляну попытался заглянуть даже наш Сарик Андреасян с «Защитниками» — безуспешно.


Киноадаптации мультфильмов

Стоит заметить, что Disney, глядя на успех вышедшего в 2008 году «Железного человека», через год купил Marvel с потрохами, став главным бенефициаром супергеройского кино. А еще спустя год, в 2010-м, «мышиная студия» выпустила «Алису в Стране чудес» — live-action-версию их классического мультфильма 1951 года. И не прогадала, собрав более миллиарда долларов в прокате.

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

Апофеозом станет «Король Лев» в 2019 году, но к нему мы еще вернемся. Свою долю от пирога попыталась отхватить и, например, Universal, сделав современное переосмысление мультфильма про Белоснежку… Окей, не мультфильма, а сказки братьев Гримм, но то, что «Белоснежка и охотник» появились на свет под влиянием успеха именно «Алисы в Стране чудес», признавали и сами продюсеры. Впрочем, как и подобает тем, кто идет след в след за конкурентами, успехом эта авантюра не увенчалась — первый фильм какую-то кассу собрал, а сиквел провалился с треском.


Реинкарнации хитов прошлого

Вообще, тренд на возрождение некогда популярных имен затронул не только мультфильмы — приобщиться к наследию прошлого и сыграть на ностальгии решили вообще по всем фронтам.

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

В 2006 году, вполне успешно прошел «Казино Рояль» с новым Джеймсом Бондом в исполнении Дэниэла Крэйга, но главный триумф случился с «Координатами „Скайфолл“» в 2012-м, к 50-летию бондианы. Можно также вспомнить и «Форсаж 5», в котором создатели, по сути, переизобрели концепцию гоночной серии после неудачной четвертой части, возродив эту померкшую было франшизу.


Звездные войны властелинов денег

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

Первый — вышедший в 2012 году «Хоббит: Нежданное путешествие», приквел классической трилогии «Властелин колец», вышедший под патронажем Питера Джексона и нового режиссера Гильермо дель Торо (плюс вышедшие в 2013 и 2014 годах продолжения). По сей день трудно точно ответить на вопрос, достойная ли это экранизация книг Толкина или же действительно перегруженное спецэффектами паразитирование на лучшей в мире серии фэнтези-фильмов.

Второй — седьмой эпизод «Звездных войн» — «Пробуждение силы», нежданное-негаданное продолжение первой трилогии, сделанное под руководством Джей Джея Абрамса. Несмотря на то что фильм стал кассовой бомбой (два миллиарда сборов и звание самого кассового фильма 2015 года), нельзя не согласиться, что предложенная им формула «каждый год по новым „Звездным войнам“» негативно повлияла на качество франшизы в целом.


Виток популярности авторского кино

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

Другой яркий автор, Алехандро Гонсалес Иньярриту, в 2014 году фактически реанимировал карьеру подзабытого на тот момент Майкла Китона «Бёрдмэном», одним из фаворитов оскаровской гонки. Кстати, как раз где-то в 2010-х люди стали вновь следить за «Оскаром»: во второй половине 2000-х он переживал спад популярности, но просмотры вновь поползли вверх с 2010-го, а в 2014-м премию смотрели 43,7 миллиона человек — это лучший результат после церемонии 2000 года. Наверняка не в последнюю очередь благодаря участию таких хитов авторского кино, как «Гравитация» и «Волк с Уолл-стрит». Ну и не стоит забывать вышедшего на новый уровень популярности Ларса фон Триера, который в 2011 году выпустил «Меланхолию».


Новое российское кино

Но это все происходило, так сказать, во внешнем мире — а что у нас? А у нас тоже было по-хорошему беспокойно: благодаря тому, что в сытые 2000-е отечественный кинематограф наконец-то смог вздохнуть свободно, чувствуя приток денег и новых кадров, 2010-е подарили нам целую волну свежих имен. В 2010 году Тимур Бекмамбетов, до этого более чем успешно дебютировав в Голливуде с «Особо опасен», вернулся на родину и поставил первый фильм в системообразующей франшизе, без которой российское кино немыслимо — «Елки». Стоит отметить и появление первого фильма еще одной народной серии — «О чем говорят мужчины». В 2012-м вышла «Легенда № 17», в 2013-м — «Горько!» и «Сталинград», а в 2014-м — «Вий», большие кассовые хиты.

2010-е: мода на ремейки! Каким мы запомним второе десятилетие XXI века в кино. Часть 1

В 2010-м же свой первый фильм снял Юрий Быков. Ну и конечно, не стоит забывать про триумф «Левиафана» Андрея Звягинцева в Каннах в 2014 году.

Иван Афанасьев

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости