Хотя 2024 год многие рассматривают как один из худших в истории современного кино, солидных фильмов все равно набралось достаточно. Кинокритик Иван Афанасьев составил свой топ-10 лучших нероссийских фильмов этого года, хотя среди них и есть один почти что российский.
Два важных момента: первый — картины расставлены в алфавитном порядке, а не по ранжиру. Среди них нет тех, что однозначно лучше или хуже других — все они по-своему любопытны. И второй: к сожалению, не все фильмы удалось посмотреть. В список не вошли такие фильмы, как, например, «Бруталист», «Носферату» и «Суровая правда», хотя им наверняка нашлось бы место в этом топе.
Ну как в таком списке обойтись без, возможно, самого обаятельного фильма этого года? «Анорой» Шон Бэйкер окончательно закрепил за собой звание классика современного кино, да еще и помог, намеренно или нет, российским актерам прославиться на весь мир. Но главное, что это чудесное кино — не про «русских-идиотов», как любят писать те, кто фильм даже не видел, а про то, что такое любовь, человечность и взрослый, осознанный выбор.
Читайте также
Режиссера Джеффа Николса тоже можно смело назвать классиком, пускай и не мирового кино, но он занял свою нишу, снимая в схожем стиле, что и Бэйкер, — фильмы о тех, кого мы считаем маргиналами и отщепенцами, и о том, что они на самом деле чувствуют. Драма про то, как банда байкеров, за лидерство в которой борются два авторитета, заодно подтверждает место Остина Батлера в топе лучших актеров современности.
«Вуди Аллен знакомится с Дэвидом Кроненбергом» — так можно было бы кратко описать новую работу Аарона Шимберга, второй раз снявшего своего любимого актера, Адама Пирсона — человека с нейрофиброматозом, который, несмотря на свое заболевание, смог добиться многого. А его соратник в кадре, Себастиан Стэн, вполне заслуживает «Оскара» за эту роль (не переживайте, не заберет он его у Юры Борисова!). Ну и еще, конечно, это фильм, который говорит о важном — о стигматизации не таких, как мы… и о том, кто мы на самом деле.
Второй режиссерский опыт прекрасного актера Джесси Айзенберга, гораздо более зрелый и честный, чем предыдущий, «Когда ты закончишь спасать мир». Новая работа — о двух братьях, которые, исполняя последнюю волю бабушки-еврейки, едут по местам, связанным с ключевыми событиями истории холокоста. О нашем отношении к истории — о том, что не стоит относиться к ней слишком серьезно, но и не стоит о ней забывать. Ну и еще о том, что делает людей по-настоящему родственными душами и как преодолеть разногласия, порой даже самые критические.
Лучшая роль Николь Кидман за многие годы, что вдвойне важно, ведь в последнее время некогда великая актриса сильно растеряла в качестве. Третий фильм Халины Рейн («Тела, тела, тела») — очень точное исследование деструктивной природы страсти: как она подталкивает нас к немыслимым с точки зрения морали поступкам, как мы готовы довериться манипулятору и почему не всегда получается понять, что вы уже в тисках психологического тирана.
Самая эротичная драма года… в которой эротики, считай, и нет. Да, ее эквивалентом становится соревнование между двумя талантливыми молодыми теннисистами, влюбленными в одну и ту же женщину. «Претенденты», возможно, не самый лучший, но точно самый нахальный и искусный одновременно фильм, в котором самые похабные метафоры (шутки про «дать ей попробовать свою ракетку» почти уместны!) становятся настоящим высоким искусством.
Единственный фильм со стримингов — зато такой, что было бы его не грех показать и в широком прокате. Переосмысление классического боевика в духе «Рэмбо» (да и по завязке похоже: полиция решила разозлить двухметрового ветерана войны, а тот как давай насаждать справедливость), но с важным акцентом: все, что делает Терри Ричмонд, — по закону. Эта маленькая деталь начисто меняет подход ко всему — посмотрите, перед вами один из самых изобретательных фильмов.
Фильм с самой тревожной судьбой: его режиссер Мохаммад Расулоф бежал из своей страны, Ирана, ведь там его ждет жестокая расправа. Все из-за фильма, который рассказывает о судьбе мужчины, недавно получившего должность судьи и приговаривающего людей к расстрелам вне зависимости от того, виновны они или нет. Мощнейшая прививка гуманизма. Пять призов Каннского кинофестиваля тоже не на ровном месте появились.
Ну и как без самого мемного фильма года? Боди-хоррор в прикуску с черной комедией, где Деми Мур играет, возможно, самую экстремальную роль в карьере. «Субстанция» мало кого может оставить равнодушным — это фильм, который вы будете любить или ненавидеть, обсуждать и осуждать, закатывать глаза во время просмотра или аплодировать стоя на титрах. Пора, наконец, стать лучшей версией себя и посмотреть этот странный и удивительный фильм!
Можно бесконечно долго спорить, лучше или хуже «Фуриоса», чем уже ставшая бессмертной классикой «Дорога ярости». Как и о том, сдулся или нет Джордж Миллер, смог ли он повторить свой фокус и сделать фильм, от которого перехватывает дыхание. Но факт в том, что такое кино, как «Фуриоса», выходит, мягко говоря, не часто — в нем бушует первобытный, природный драйв настоящего киноаттракциона, который пока что никто, кроме австралийского режиссера, не способен воспроизвести.
Читайте также
30 декабря, 2024