«Носферату» — новый фильм Роберта Эггерса («Маяк»), вдохновленный одноименной классической лентой о знаменитом вампире. Как развивался образ Дракулы на протяжении многих лет? Через какие трансформации прошел легендарный кровопийца? И какой его образ считается лучшим? Кинокритик Иван Афанасьев выбрал восемь важных фильмов о Дракуле.
Несмотря на то что номинально этот фильм считается первым из посвященных знаменитому вампиру, де-факто это не совсем так: первым была вышедшая в 1921 году, ныне утраченная «Смерть Дракулы» с Паулем Асконасом в роли кровопийцы. Из-за трудностей с авторским правами режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау и его сценарист Хенрик Галеен были вынуждены переименовать Дракулу в Орлока (кстати, «носферату» — румынский синоним «вампира»). В итоге получился первый фактический фильм ужасов, впечатляющий своим визуальным рядом и по сей день. Инфернальный граф-вурдалак, несущий смерть и глядящий своими демоническими глазами на зрителей, так всех напугал и впечатлил, что впоследствии ходили слухи о том, что сыгравший его актер Макс Шрек действительно является вампиром. Эта легенда в будущем станет основой для фильма «Тень вампира», где роль Шрека столь же пугающе достоверно воплотил Уиллем Дефо.
Первым же официально вышедшим фильмом про самого графа Дракулу считается картина Тода Браунинга, основоположника жанра ужасов (см. его «Уродцев»), и Карла Фройнда, который до этого снял как оператор львиную долю фильмов в жанре экспрессионизма, к которым относится и «Носферату, симфония ужаса». Стилистику мрачного немецкого кинематографа перенести удалось, а вот сам вампир в исполнении Белы Лугоши по нынешним меркам выглядит довольно карикатурно. Тем не менее в момент выхода фильм оказался коммерчески успешным и стал первым в серии классических хорроров студии Universal. Кстати, забавный факт: параллельно со съемками этого фильма шли также съемки «Дракулы» на испанском языке, который повторял американский оригинал один в один, но популярности не снискал и был быстро забыт.
Что касается Белы Лугоши, то ему, пожалуй, не повезло: венгр по происхождению, он благодаря своему акценту идеально подошел на роль румынского вампира, но в дальнейшем его карьера в Голливуде особо не сложилась: Лугоши снимали в основном на втором плане в ролях стереотипных злодеев. В дальнейшем он однажды возвращался к своему образу (хотя разных вампиров играл куда чаще) — в очередном фильме популярного тогда комедийного дуэта Бада Эбботта и Лу Костелло. Те играли курьеров, которым заказали доставку ящиков с Дракулой и монстром Франкенштейна (!). Собственно, граф в исполнении Лугоши — отличная пародия на образ, принесший ему славу. Если в «Дракуле» 1931 года театральное заламывание рук вампиром выглядело комично, то здесь этот эффект работает как надо.
Несмотря на определенный успех, фильм Браунинга и Фройнда не заслужил большой любви публики, уступив вышедшему в том же году «Франкенштейну», и впоследствии было снято лишь несколько, как сейчас бы сказали, спин-оффов и кроссоверов (например, «Дом Дракулы», где с ним схлестнулись монстр Франкенштейна и Человек-волк). Новым классическим Дракулой в 1958 году стал Кристофер Ли в фильме студии Hammer, еще одного классика жанра хоррор. И, надо сказать, в отличие от гипертрофированного персонажа Лугоши, его вампир выглядит зловеще и впечатляюще и по сей день, да и коммерчески более успешен. Как минимум потому, что в этом фильме мы можем увидеть в меру натуралистичную, но очень красную и потому весьма пугающую кровь на клыках Дракулы, что было невозможно в черно-белом фильме 1931 года.
Образ вурдалака стал для Кристофера Ли успешным настолько, что в этой роли он появился в кино еще аж восемь раз, но большинство подобных фильмов были довольно низкопробными, рассчитанными как раз на то, чтобы «срубить бабла». Из всех них стоит выделить один: в «Дракула восстал из мертвых» на момент начала фильма, действие которого разворачивается в деревне, примыкавшей к замку вурдалака в Трансильвании, Дракула действительно мертв (его усмирили в предыдущем фильме — «Дракула: Принц тьмы»). Но священник, желая изгнать дух вампира, случайно воскрешает его. Что выделяет конкретно этот фильм? Пожалуй, то, что в нем есть то, что в дальнейшем назовут «слоубернером»: сам граф Дракула появляется далеко не сразу, но уж когда воскресает, сразу становится центром ужаса картины.
Впоследствии студия Hammer сняла еще аж пять фильмов о Дракуле (из них четыре с Кристофером Ли и один — с кунг-фу!) и спин-офф про знаменитую графиню Батори, которую сделали сообщницей Цепеша. Но это все были откровенно дешевые и не самые выдающиеся фильмы. Изменить это обстоятельство решил Вернер Херцог, на тот момент уже зарекомендовавший себя как одного из наиболее выдающихся режиссеров того времени. Его вольный ремейк «Носферату, симфония ужаса» — лучший способ познакомиться с немецкой версией популярного сюжета. Сыгравший графа Клаус Кински (его тут, правда, зовут уже Дракулой, а не Орлоком), один из величайших актеров в истории, вернул персонажу былое величие, воплотив на экране по-настоящему потустороннее существо, создав один из самых сильных образов Дракулы в кинематографе. Кстати, спустя десять лет Кински уже как режиссер снял «Вампира в Венеции», повторив этот образ, но фильм оказался, мягко говоря, неудачным.
Сексапильность и романтичность вампиров — тема настолько заезженная, что сейчас никого ею не удивить. И если с первым проблем никогда не было (Дракула в исполнении Кристофера Ли и Клауса Кински прямо-таки источает агрессивную сексуальность), то со вторым были проблемы. Между тем Дракула ведь тоже когда-то был человеком, а ныне он страшно одинок в силу своей природы. Именно этот лейтмотив попытался воплотить на экране маститый британский режиссер Джон Бэдэм («Слежка»), ровно как и исполнитель главной роли Фрэнк Ланджелла, который играл роль Дракулы в бродвейской постановке. Вместе они сделали по-своему прорывной фильм, в котором знаменитый кровопийца, оставшись чудовищем по сути, выглядел ранимым, а значит, больше был похож на человека. И очередное кстати: в том же году в прокат вышла комедия «Любовь с первого укуса», в которой Дракула в исполнении звезды «Коломбо» Джорджа Хэмилтона был форменным идиотом. Что ж, тоже вполне себе человеческое качество!
Вишенка на торте — лучший фильм о Цепеше, когда-либо снятый. Фрэнсис Форд Коппола, уставший от вечного перевирания классического сюжета, решил снять кино, максимально близкое к оригинальному тексту. Недаром полное название фильма звучит как «Дракула Брэма Стокера». После успеха «Крестного отца 3» Коппола, уже застолбивший за собой звание классика, хотел сделать идеальный кинороман — и преуспел в этом. Атмосфера готического ужаса, роскошные костюмы героев, великолепный образ Дракулы, в котором наконец-то соединилось все и сразу: романтический флер и воплощение чистого зла. Гари Олдман в роли графа — претендент на «Оскар», хотя он даже не был номинирован, возможно, из-за предубеждений академиков в отношении жанра. Лишнее доказательство того, что премиям стоит доверять аккуратно.
Фото: кадр из фильма «Носферату»
Читайте также
18 января