30 января в российский прокат выходит «Моди: Три дня на крыльях безумия». Фильм о знаменитом художнике Амедео Модильяни задумывался еще почти полвека назад, претерпел множество изменений и наконец вышел. Режиссером выступил Джонни Депп, в ролях Риккардо Скамарчо, Антония Деспла, Стивен Грэм и Аль Пачино. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как проект, задуманный еще в 1970-х, так и остался набором мечт, разбившихся о суровую реальность.
Russian World Vision
Париж, 1916 год. Амедео Модильяни, для друзей просто Моди, зарабатывает на жизнь крохи, рисуя портреты людей и продавая свои картины за бесценок. Он надеется, что его друг и маршан (торговец искусством) Леопольд Зборовский поможет и все-таки продвинет его творения какому-нибудь ценителю искусства, который предложит за них достойную сумму, но пока герой вынужден влачить довольно жалкую жизнь.
Он тусуется со своими друзьями-художниками, такими же вечными искателями богатства и славы, пытаясь найти средства на бутылку вина и какую-никакую еду. Свободное время он проводит с возлюбленной — поэтессой Беатрис Гастингс, с которой они то ссорятся навеки, то воссоединяются. Тем временем в Европе идет война. В этой обстановке Модильяни пытается творить и быть кому-то нужным.
Кадр со съемок фильма
В основе фильма лежит пьеса Дэнниса Макинтайра «Модильяни», которая очень впечатлила самого Аль Пачино еще в 1970-х. Тогда еще молодой, но уже популярный актер выкупил права на текст и отправил сценариста Ричарда Прайса в Париж, чтобы тот вдохновился и написал сценарий. По итогу Пачино предложил снять фильм с ним в главной роли — на место режиссеров он предлагал Фрэнсиса Форда Копполу, Бернардо Бертолуччи и Мартина Скорсезе. С последним задумка даже чуть было не сложилась: ему понравился материал, но деньги студии давать не хотели.
В 1990-х, наконец, бюджет выделила студия «Двадцатый век Фокс», но начинающий режиссер и автор Майкл Дэвис воспротивился идее объединить его адаптацию пьесы с ранним сценарием Ричарда Прайса. В итоге он сам в 2004 году снял фильм с Энди Гарсиа в роли Модильяни (иронично, кстати, что они с Пачино в молодости были очень похожи и даже считались негласными конкурентами), который провалился в прокате и получил уничижительные оценки критиков.
Между тем Пачино, все еще владевший правами на пьесу, предложил, чтобы он снял фильм сам, а в роли Модильяни он видел Джонни Деппа. Однако проект вновь заглох, и какие-то новые новости о нем появились лишь в 2010-х, когда Пачино вновь активизировал поиски режиссера и средств; Депп по-прежнему числился в главной роли. Наконец, когда все уже было готово к тому, чтобы начать съемки, в 2021 году все ушли на карантин — и съемки сорвались. Дополнительную роль сыграл нашумевший скандал между Деппом и его экс-супругой Эмбер Хёрд, из-за чего голливудскую звезду подвергли кэнселингу и проект вновь оказался под угрозой.
Кадр из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
И лишь в 2022 году проект наконец-то вступил в фазу производства — с Джонни Деппом в качестве режиссера. Главную роль исполнил итальянский актер Риккардо Скамарчо, а Аль Пачино сыграл коллекционера искусства Мориса Ганната.
И вот фильм наконец вышел — кстати, что интересно, среди продюсеров числятся Константин Ёлкин, глава компании-прокатчика фильма в России Russian World Vision, и Светлана Мигунова-Дали, актриса и продюсер российского происхождения, проживающая в Лос-Анджелесе. Вместе они работали над фильмом «Жанна Дюбарри», в котором Депп сыграл первую после «отмены» главную роль.
К чему вся эта информация про предысторию фильма? К тому, что не всем мечтам суждено остаться столь же свежими и красивыми, как в момент задумки. За это время случилось столько всего: Голливуд пережил минимум три революции, авторы фильма из звезд успели превратиться в «сбитых летчиков» (вспомните хотя бы пару выдающихся фильмов с Аль Пачино за последние лет 15, не считая «Однажды в… Голливуде», куда его позвали больше на правах ветерана кино). Депп же, будучи не менее выдающимся актером, потерялся в крайне однообразных проектах, воспевавших доставшуюся ему от своего самого «народного» персонажа, капитана Джека Воробья, придурковатость и эксцентричность.
Кадр из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
И как-то чертовски иронично (в грустном смысле) выглядит начало фильма, когда Модильяни, обидев генерала-антисемита в кафе, прыгает по столам, как будто он тот самый Джек Воробей. А потом следуют сцены в духе немого кино, воспевающие стилистику слэпстик-комедий с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, интертитры, буффонада как в фильмах Эмира Кустурицы (в частности в «Аризонской мечте», где Депп снимался) и многое другое. Да, мы теперь знаем, что Джонни Депп — большой киноман, знаком с классикой и умеет неплохо ее копировать.
Все это снято с большим старанием — визуально «Моди» порой не без удовольствия воспроизводит стиль экспрессионистов. Да, в изобразительном искусстве Депп тоже разбирается: Модильяни, Морис Утрилло и Хаим Сутин ему очень интересны. Вот только в отличие от них Депп едва ли сможет оставить заметный след в искусстве своим фильмом — как минимум потому, что великие художники придумывают что-то свое, а не подсматривают у других.
«Моди» — кино хоть и сделанное с некоторой фантазией, но как минимум ленивое — или, скорее, утомленное. Начинается оно относительно бодро, но в итоге скатывается в набивший оскомину жанр «терзания художника».
Кадр из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
«Трем дням на крыльях безумия» не хватает как раз крыльев и безумия: он вроде бы стремится куда-то ввысь, на верхотуру веселого творческого сумасшествия, но не долетает и в итоге падает жертвой не особо храбрых. Риккардо Скамарчо, вполне симпатичный и талантливый актер, в итоге весь фильм ходит с одним лицом, выражающим усталость от всего происходящего.
Честно говоря, нет особого очарования в том, чтобы смотреть на не очень адекватных людей, чье безумие смакуется просто ради того, чтобы эпатировать зрителя в пустоту. Отношения Модильяни с поэтессой Беатрис Хастингс особой химией тоже не пропитаны: очередная парочка вечно абьюзящих друг друга творцов.
Если честно, интереснее всего смотреть этот фильм под довольно-таки спорным углом — как на некую рефлексию Деппа после истории с Эмбер Хёрд. Актер будто пытается вернуть расположение зрителя, напоминая о былых временах, когда все мы веселились со странных выходок его персонажей. По сути, Модильяни — это действительно сам Депп, который, с одной стороны, хочет заявить, что он большой художник и не думает о мнении окружающих. С другой же — не находит в себе сил сделать это всерьез, по-прежнему нуждаясь в зрительском одобрении и признании. Как фильм, увы, «Моди: Три дня на крыльях безумия» не смотрится совсем — и это очень печально, ведь режиссерский запал был подожжен, но не успел догореть и до середины.
18+. Употребление алкоголя вредит вашему здоровью
Читайте также
29 января