
Рецензия кинокритика на фильм «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым
14 февраля в кинотеатрах выходит «Пророк» — новый фильм Феликса Умарова («Домашнее поле»), рассказывающий о жизни Александра Пушкина в формате лихого и дерзкого мюзикла а-ля «Гамильтон». В главной роли — Юра Борисов (теперь уже номинант на премию «Оскар»!), в других — Кай Гетц, Роман Васильев, Аня Чиповская, Светлана Ходченкова, Сергей Гилев, Илья Любимов и другие. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, как смотрится эта необычная попытка осмысления биографии поэта.
Central Partnership
Для кого этот фильм
В некотором смысле Пушкин для русского искусства — непогрешимый, абсолютизированный, возведенный в ранг почти что святого гений, биографию которого вдалбливают в головы со школьной скамьи, если не раньше. Тем неожиданнее обнаружить, что в первых же кадрах в лицее юный Александр Сергеевич в исполнении Кая Гетца читает рэп, вступает в полноценный батл и даже вынуждает подпеть ему самого Державина.

Если все вышеперечисленное звучит для вас как нечто неприемлемое, то смотреть «Пророка» не стоит — культурный шок доведет вас до вызова скорой прямо в зрительный зал. Если вы относитесь к таковой категории граждан, радеющих за чистоту и незыблемость образов отечественных деятелей культуры, то и дальнейший текст читать тоже не стоит. Если же описание выше вас не отпугнуло, то, вполне вероятно, вам тоже надоели рафинированные байопики о поэтах-великомучениках, положенных в сыру землю на дуэли.

Феликс Умаров (ранее он поставил сериал «Домашнее поле») дерзко превратил всем известную биографию Пушкина в веселый мюзикл в духе «Ла-Ла Ленда» и «Вавилона» (кинематограф Дэмьена Шазелла много кому не дает покоя). Получилось? Скорее да, чем нет. Интересно? С оговорками.
К чему есть вопросы
Как минимум к музыке. Строки Пушкина довольно плотно перемешаны с сочинениями соавторов фильма. И не то чтобы это всегда звучит очень органично: скажем честно, зазор между двумя талантами очевиден. Сами песни получились симпатичными, довольно зажигательными и направленными на то, чтобы завируситься в соцсетях, но не сказать чтобы очень хитовыми.

Условно говоря, своей City of Stars не нашлось, ровно как и номеров а-ля «Скованные одной цепью» из «Стиляг» (логичнее всего сравнить «Пророка» именно с ними). Хорошо это или плохо — вопрос уже второй, но в наше время для популярного кино, помимо качества, важно завируситься, чтобы набрать аудиторию. Думается, до миллиарда сборов в прокате фильм может дотянуться, но едва ли ему светит что-то большее (буду рад, впрочем, ошибиться).
Второй спорный момент — сценарий. «Пророк» — это попурри по мотивам самых важных эпизодов из жизни поэта и писателя, и временами кажется, что они перемешаны несколько хаотичным образом. Тем, кто хочет узнать подробную биографию Пушкина, рассчитывать ни на что не стоит — это такая хрестоматия, которую можно назвать сборник The Best Hits Vol. 1. Но и тем, кому на достоверность в целом плевать, сложно зацепиться за что-то с точки зрения внутренней событийности: слишком тут все мимолетом, по ходу дела.
Стоит сцене начаться, как тут же все тянутся петь и танцевать. Понятно, что это правила мюзикла, но формат хоть и вольного, но все же байопика как будто просит большего. В итоге замени Пушкина на любого другого неизвестного поэта — сразу исчезнут и масштаб, и живость мысли, и ощущение монументальности замысла. Хотя, конечно, исключать это все нельзя; как и нельзя, впрочем, не думать о том, что создатели взялись за изначально выигрышный материал. Что ж, это тоже надо уметь!
Что нам понравилось

Но если отвлечься от формалистских претензий и взглянуть на кино в целом, то окажется, что его хочется много за что похвалить. Юра Борисов, к слову, замечательный. Здорово, что ему наконец-то дали возможность проявить себя за пределами образа «лысый гопник с золотым сердцем» (и ведь такое клише вполне могло закрепиться после как минимум «Аноры», а вообще-то раньше). Хорошо, что он кудряв, читает рэп, поет и танцует, как и остальные участники действа. И вдвойне круто, что все это они делают, кажется, своими голосами. Нельзя не отметить и зловещего Сергея Гилева в роли Бенкендорфа.
В общем и целом «Пророк» — это лобовая метафора свободы самовыражения, когда вы берете почти иконный образ Пушкина и превращаете его из Александра Сергеевича в Сашу Скула. Здорово, что так можно делать и не отхватить за это по шапке от каких-нибудь оголтелых пушкинистов.

Хороших, не формально сделанных мюзиклов много не бывает. В некотором смысле это тоже сказка, но по крайней мере снятая с большой фантазией и не держащая зрителя за дурака. Более того, «Пророк», наоборот, настраивает на диалог, как минимум задает вопрос: а можно ли вообще так обращаться с культурным наследием и фигурами уровня Пушкина? Ответ простой: а почему нет? Мы с таким усилием окружали всех этих пророков ореолом святости и неприкосновенности, что превратили, порой против их же воли, из живых, со своими слабостями и несовершенствами людей в нерукотворные памятники. Феликс Умаров, Юра Борисов и компания возвращают их из холодного камня элитарности к нам — обычным, нормальным, живым, чувствующим людям, которым достаточно просто восхищаться кем-то, необязательно в формате возвышенного панегирика.
Фото: предоставлено пресс-службой
Читайте также
13 февраля