
«Бунтарям вообще тяжело, но другие и не состоятся»: хореограф Алла Сигалова о дисциплине и таланте
К премьере спектакля «Щастье!» в Театре Моссовета узнали у хореографа и режиссера Аллы Сигаловой про бунтарство, важность собственного мнения, отчисление из училища и трудолюбие.
Про талант и профессию
За время моего бесконечного преподавания (уже больше 40 лет) понимаю, что талант — это вообще не панацея к большому пути в профессии. Важен характер, который может приспосабливаться, мимикрировать, быть мобильным и моторным. Естественно, трудолюбие и талант никто не отменял.
Всегда важно работать с человеком, который знает, что он хочет конкретно от каждой сцены и каждого артиста. Вы же не идете лечить зубы к непрофессионалу? Наверняка испугаетесь, скажете, что лучше не надо. Даже ботинки в ремонт мы относим к тому, кто хорошо это делает.
Про дисциплину и бунт
Профессия артиста требует колоссального здоровья. Человек, который болеет много и долго, не может продержаться. В балете его тут же списывают, а в драматическом театре подождут, а потом заменят. Всегда на место этого человека есть 200 других.
Кроме того, профессия диктует жесткую дисциплину: ты солдат, и у тебя есть генерал. Он сказал: бежим туда, берем эту крепость, а я в это время хочу завтракать и жарить яичницу. Так не бывает.
Я, конечно, всегда нарушала дисциплину, много делала того, что было запрещено. И меня даже два раза отчисляли за плохое поведение, но потом восстанавливали. Девочка талантливая, приходилось брать обратно. Бунтарям вообще тяжело, но другие и не состоятся.
Даже если взять гения Шостаковича, его бунтарский дух тоже проявлялся в каких-то очень странных бытовых вещах. Казалось бы, такой он был, испуганный всегда, зажатый, очень суетливо-боязливый, но все равно это был бунтарь-гений.
Но бунт — это не когда ты делаешь против, это когда ты предлагаешь что-то такое, что выходит за рамки банального сознания. Понимаете? Это не тот, который пьет, бьет себя бутылкой по голове и приходит в невменяемом состоянии на репетицию. Это человек, который думает о своей профессии и имеет природный дар не идти проторенной дорожкой. Бунтарь — это Мейерхольд, Маяковский, Шостакович, Прокофьев.
Дело в том, что профессия неминуемо тебя делает послушным и дисциплинированным. Но собственное мнение, желание плыть против течения, не петь в общем хоре — это обязательное качество. Если артист не хочет быть лидером, значит, он будет в кордебалете.
Про карьеру и профессиональные качества
Ключевым в моей карьере стала тяжелая травма, перевернувшая мою жизнь, и с которой нужно было сосуществовать. Вообще, такие препятствия дают возможность к невероятному развитию.
Вокруг меня всегда талантливые люди. Когда я прихожу на репетицию, они ждут от меня энергии, ответов на их вопросы, даже самые неудобные. Мне всегда нужно быть в форме, потому что за мной идут люди. Я как Чапаев, впереди на боевом коне.
У меня есть удивительное качество для профессионала: сразу же забываю все, что сделано. И каждый раз начинают с нуля. И это прекрасно для режиссёра, а ещё лучше — для хореографа. Потому что самоцитирование — это дело хорошее, но тоже существуют какие-то нормы.
О сериале «Балет»
Артисты в сериале «Балет» — это только заслуга Жени Сангаджиева, который смог создать определенную атмосферу на площадке. И еще очень важная вещь — это кастинг. Женя отобрал людей, которые потенциально уже были готовы к органичному существованию перед камерой.
Во время работы над сериалом мы общались с Женей, я делилась опытом и знаниями. Но если бы мы в сериале «Балет» рассказали все о балетном мире, я думаю, что кассы бы опустели в театрах. Поэтому зачем? Не надо. Вот приподнять занавес за краешек, как пел Высоцкий, можно, а распахивать занавес не надо.
01 марта