The Beatles с подушками, Трамп с пачками денег: снимки Гарри Бенсона в Центре Люмьер

В Центре фотографии имени братьев Люмьер впервые в России показывают работы шотландско-американского фотожурналиста Гарри Бенсона. Именно ему принадлежит знаменитый снимок, на котором «битлы» дерутся подушками, и тот самый кадр, где молодой Арнольд Шварценеггер, демонстрируя внушительные бицепсы, выпрыгивает из бассейна. Рассказываем, что еще посмотреть на ретроспективе легендарного американского фотографа.

Битва подушками

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Глубокая ночь, 1964 год, пафосный отель George V в Париже. Четверка музыкантов из Ливерпуля и сопровождающий их фотограф отдыхают в номере после отыгранного концерта. Внезапно на пороге появляется сияющий от счастья менеджер Брайан Эпштейн со словами: «Ребята, мы едем в Америку, в Нью-Йорк! Там все помешались на I Wanna Hold Your Hand, и нас пригласили на несколько дней на шоу Эда Салливана!» Пол Маккартни в ответ чинно поднимает бокал бренди, остальные по-английски сдержанно улыбаются и кивают головами. Но как только дверь за Эпштейном закрывается, Леннон вскакивает и с хохотом налетает на Маккартни с подушкой в руке. К нему с боевыми возгласами присоединяются остальные, по-мальчишески прыгая по роскошным кроватям. Наблюдающий из-за угла за всем этим кавардаком Бенсон едва успевает щелкать затвором, но все-таки ловит кадр, который позже войдет в список «100 самых влиятельных фотографий» по версии журнала Time.


Beatles вместо Уганды

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Фотокорреспондент Бенсон был в ярости, когда главный редактор Daily Express объявил, что журналисту отменили фоторепортаж с народных волнений в Уганде, а вместо этого он поедет в Париж с молодой английской группой The Beatles. О командировке в горячие точки и славе репортажного фотографа он мечтал давно, а тут заставляют мотаться с какими-то рок-н-ролльщиками, будто он папарацци! Но шотландец довольно быстро понял, что перед ним разворачивается история, и от приглашения съездить вместе с новыми друзьями по другую сторону Атлантики не отказался. Так началась карьера одного из самых авторитетных фотографов в мире, чьи работы позже появятся на обложках и страницах Life, Vanity Fair, People, Time, Daily Express и The New Yorker.


В эпицентре событий

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

После первой поездки с The Beatles в США в 1964 году жизнь Бенсона разделилась на «до» и «после». Он решил навсегда остаться в Америке. Был рядом с Кеннеди, когда президента убили: не растерялся и успел отснять пять катушек, которые потом спрятал в носки, – на случай, если полиция потребует отдать. Бенсон оказался около Ричарда Никсона, когда тот объявил, что подает в отставку; на марше Мередит плечом к плечу стоял с Мартином Лютером Кингом; не пропустил ни возведения, ни падения Берлинской стены, а сразу после урагана Катрина отработал в Новом Орлеане.

Многие фотографы почему-то боятся оказаться в эпицентре событий. Это не про меня. Я всегда оказываюсь в сердце любой ситуации, как только схожу с трапа самолета.
Гарри Бенсон
фотограф

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

В фотографиях 89-летнего сэра Бенсона, ныне командора Ордена Британской империи, отразилась целая эпоха американской и мировой истории – и знаковые, и интимные моменты. Например, поцелуй четы Клинтон: «Билл только объявил о том, что выдвигается в президенты: сумасшедшая кампания еще впереди, а пока он тихо лежит в гамаке. Мне нравится, что губы Билла и Хиллари не соприкасаются, это, на мой взгляд, более чувственно, чем просто поцелуй».

Гарри Бенсон снимал всех президентов США: от Дуайта Эйзенхауэра до Дональда Трампа, который позирует фотографу с пачками денег в руке. «Он сказал, что у него миллионы, на что я ответил: «Покажите». Тогда Трамп был владельцем казино», – вспоминает Бенсон.

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Еще на московской ретроспективе фотографа можно увидеть танец четы Рейган, молодого Мухаммеда Али, выпрыгивающего из бассейна Шварценеггера, Михаила Барышникова, Фрэнка Синатру с Миа Фэрроу на знаменитом черно-белом балу Трумена Капоте и Эми Уайнхаус за три недели до ее смерти. Выставка, в которую вошло более 50 кадров, охватывает работы фотографа с 60-х до 90-х.


Летописец The Beatles

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Ядро экспозиции – фотографии группы The Beatles. С музыкантами Бенсон работал в период с 1964 по 1966 год, именно ему принадлежат самые известные портреты ливерпульской четверки. Фактически Бенсон проследил, как «битлы» стали легендами мировой музыки, а мир охватила битломания. Гарри сопровождал их повсюду, включая не только Америку, но и турне по Нидерландам и Дании, а также присутствовал на съемках первого фильма о группе «The Beatles: вечер трудного дня».

Фото: пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Рассказывая о снимке, на котором музыканты разбирают письма от поклонниц, Бенсон с улыбкой говорит: «Знаете, кто получал больше всех признаний в любви? Ринго. Остальные на него за это немного злились».


Несостоявшийся спортсмен

В юности Бенсон мечтал стать голкипером, играл в нескольких командах, но успеха не достиг. Зато вынес одну простую истину: «Для меня профессии вратаря и фотографа очень похожи: ты один, у тебя нет права на ошибку, и ты должен быстро принимать решения».


до 19 января
Билеты: в будни – 400 рублей, в выходные – 500 рублей

Ольга Распопова

24 сентября