Переход на вертикаль: как сериалы для смартфонов завоевывают мир

Тимур Бекмамбетов представил первый в мире художественный сериал в вертикальном формате. Хоррор «Ночные мертвецы», доступный в Snapchat, состоит из десяти эпизодов продолжительностью по четыре-пять минут. Узнали, почему многие режиссеры и маркетологи уверены, что за созданными специально для смартфона видео – будущее индустрии.

Зомби и Snapchat

«Это новая веха: благодаря вертикальному формату события, разворачивающиеся на экране смартфона, затягивают еще больше и кажутся реальнее, динамичнее», – считает Тимур Бекмамбетов. Режиссерами и сценаристами его нового сериала «Ночные мертвецы» стали лауреаты «Каннских львов» Шон и Эндрю Хигтоны.
Проект основан на одноименной электронной книге из приложения Hooked. Все происходящее в истории о девочке-подростке, оказавшейся в центре зомби-апокалипсиса, зритель видит исключительно с экрана ее телефона – это формат ScreenLife, апогей вертикального видео. Героиня снимает и транслирует абсолютно все: так, по мнению Бекмамбетова, можно показать «нашу зависимость от телефонов и их неотъемлемую роль в нашей жизни». В российском Snapchat хоррор пока недоступен: компания Bazelevs только договаривается с местными диджитал-платформами.

Видео:
Snap Originals/YouTube


Гагарин во «ВКонтакте»

Первый в мире вертикальный документальный сериал появился именно в России. 35-серийный проект «1968», разработанный специально для мобильных телефонов, сняли Михаил Зыгарь и Карен Шаинян. «Формат, который мы выбрали, физически погружает зрителя в события», – утверждает Зыгарь. По увлекательности, легкости и динамике подачи исторических фактов «1968» можно сравнить с «Намедни» Леонида Парфенова. С той лишь разницей, что здесь повествование ведется от первого лица: создатели предположили, что было бы, если б полвека назад у всех был доступ к соцсетям. И вот уже Юрий Гагарин постит фотографии во «ВКонтакте», а Нил Армстронг переписывается с другими участниками космической программы в WhatsApp.

Видео: История будущего/YouTube


В погоне за миллениалами

Главными чертами вертикальных сериалов стали динамичность, живость и удобство для просмотра на экране смартфона – гаджета, с которым не расстается более 90 процентов миллениалов. Современные подростки смотрят телевидение на 40 процентов реже, чем пять лет назад. Пытаясь завоевать молодую аудиторию, телевизионщики адаптируют контент, изобретая новые форматы.

Вертикальное кино – необрезанные видео: они изначально созданы для телефона. Серии обычно длятся от двух до пяти минут, но за это время все проходит по классическому сценарию «завязка-кульминация-развязка», только в ускоренном режиме. Идеальная длина, чтобы увлечь, но не успеть надоесть современной молодежи, страдающей СДВ – синдромом дефицита внимания. Другая задача – заставить пользователей «притормозить» и перестать скроллить ленту, тем самым увеличив показатели вовлеченности, которые стали катастрофически падать у Facebook и Instagram. И даже Netflix теперь предлагает подписчикам видео в вертикальном формате.


Ставка на мобильный сегмент

Интересно, почему же тогда изначально кино не пошло по вертикальному пути развития? Ответ простой: нашему мозгу комфортнее видеть происходящее по горизонтали, причем с максимально широким углом обзора. Поэтому мониторы компьютеров, ноутбуков и телевизоров делают горизонтальными. А вот со смартфонами так нельзя – их неудобно будет держать. С технической точки зрения снимать «вертикалки» тоже неудобно: операторы знают, что надо выстроить кадр так, чтобы основная информация располагалась в центре, а картинку потом можно было бы безболезненно обрезать по краям.

Появлению тренда на вертикальные видео мы обязаны не Snapchat. В 2018 году разработчики Instagram, конкурируя с YouTube, представили функцию IGTV – формат, позволяющий при достаточном количестве подписчиков выкладывать ролики длительностью до часа. Несмотря на пессимистичные прогнозы, IGTV «выстрелило», им достаточно активно пользуются. Так, недавно режиссер Джона Хилл («Середина 90-х») представил документальный мини-сериал Un-filtered («Без фильтров») о детях и подростках, переживших издевательства со стороны сверстников. Проект задуман в рамках инициативы Instagram по защите жертв онлайн-буллинга: соцсеть ввела алгоритмы, которые блокируют «опасные» комментарии, так что опять «нагрянуть» в аккаунт к Леди Гаге российские хейтеры теперь вряд ли смогут.


Китай и музыканты

Пока у нас в Европе и Америке только присматриваются к новому формату, в Азии уже настоящий бум кино для смартфонов. За последние два года в Китае помешались на «вертикальной драме»: выпускается огромное количество мини-сериалов, снятых под формат крайне популярного в Поднебесной приложения Tik Tok. Например, комедии «Парень моей сестры», «Господин Донг» или «Тьфу! Жизнь!». А еще вертикальные видео нравятся музыкантам. Шакира, Кэти Пэрри, Тейлор Свифт и Мадонна снимают клипы на существующие хиты для приложения Spotify. Их сюжет обычно оригинальный, никак не пересекающийся с тем, что выложено на YouTube.

Видео:
Taylor Swift/YouTube

Кажется, что тренд на вертикальное видео, несмотря на технические сложности и привычность глаза к «горизонтам», имеет все шансы продержаться долго. Если только смартфоны вдруг не примут другую форму – вместо традиционной прямоугольной.

Ольга Распопова

24 сентября