Российский оскаровский комитет принял решение отправить от России на «Оскар» фильм «Дылда» режиссера Кантемира Балагова. Среди других претендентов были «Братство» Павла Лунгина, «Бык» Бориса Акопова и «Война Анны» Алексея Федорченко.
В конце мая фильм Балагова показывали на Каннском кинофестивале – во второй по важности программе «Особый взгляд». Картине присудили приз за лучшую режиссуру. В «Дылде» события происходят в первую осень после войны. В Ленинград возвращается с фронта девушка, у которой в городе не осталось никого, кроме сына и подруги-зенитчицы. Но происходит трагедия, и героини осознают, что тот сценарий возрождения, который выбирают все вокруг, именно им уже недоступен. Начинается отчаянная борьба за жизнь.
Обрушившийся на Лазурный берег еще два года назад с «Теснотой» Балагов – молодой режиссер, имеющий все шансы стать большим мастером именно европейского, а не российского кино. То есть пойти по стопам своего мастера Александра Сокурова, глубже других соотечественников погруженного в европейский культурный контекст.
По фильму видно, что Балагов тоже умеет призывать на помощь живопись – например, полотна голландцев, на картинах которых всегда уживались социальная реальность, религиозная дидактика и сверхъестественные загадки. А еще фильм удивляет тем, насколько сильно он отличается от советских и российских историй о военном и послевоенном времени. Одержимый деталями, Балагов строит мир и узнаваемый, и новый. И представляет зрителю совершенно других героинь – людей, чья история прежде не рассказывалась. В каком-то смысле это акт воскрешения, возвращения из небытия. Именно поэтому фильм и был номинирован на так называемую «Квир-пальму». Причина не в призраке ЛГБТ-тематики: ничего скандального в «Дылде» нет. Мотив номинации, кажется, состоял в другом: в том, что спустя 74 года после окончания войны режиссеру удалось извлечь из под ее обломков людей, чувствовавших время чуточку иначе, чем остальные, но страдавших наравне со всеми.
А доказанное уже двумя фильмами Балагова умение добиваться невероятной естественности в кадре от начинающих актрис (в «Тесноте» это была петербурженка Дарья Жовнер, в «Дылде» – иркутянка Виктория Мирошниченко и москвичка Василиса Перелыгина) больше, чем что-либо другое, роднит режиссера с европейскими мастерами. Этот фильм связывает в мертвый узел любовь и войну, прошлое и будущее, волю к жизни и страх нежизни. От этого груза русским фильмам не избавиться, даже въезжая в Шенгенскую зону. А может быть, и не нужно. Мы такие, какие есть.
25 сентября, 2019