Фильм «Дылда» представит Россию на «Оскаре»

Российский оскаровский комитет принял решение отправить от России на «Оскар» фильм «Дылда» режиссера Кантемира Балагова. Среди других претендентов были «Братство» Павла Лунгина, «Бык» Бориса Акопова и «Война Анны» Алексея Федорченко.

Фильм «Дылда» представит Россию на «Оскаре»

Фото: кинокомпания «Пионер»

В конце мая фильм Балагова показывали на Каннском кинофестивале – во второй по важности программе «Особый взгляд». Картине присудили приз за лучшую режиссуру. В «Дылде» события происходят в первую осень после войны. В Ленинград возвращается с фронта девушка, у которой в городе не осталось никого, кроме сына и подруги-зенитчицы. Но происходит трагедия, и героини осознают, что тот сценарий возрождения, который выбирают все вокруг, именно им уже недоступен. Начинается отчаянная борьба за жизнь.

Обрушившийся на Лазурный берег еще два года назад с «Теснотой» Балагов – молодой режиссер, имеющий все шансы стать большим мастером именно европейского, а не российского кино. То есть пойти по стопам своего мастера Александра Сокурова, глубже других соотечественников погруженного в европейский культурный контекст.

Фильм «Дылда» представит Россию на «Оскаре»

Фото: кинокомпания «Пионер»

По фильму видно, что Балагов тоже умеет призывать на помощь живопись – например, полотна голландцев, на картинах которых всегда уживались социальная реальность, религиозная дидактика и сверхъестественные загадки. А еще фильм удивляет тем, насколько сильно он отличается от советских и российских историй о военном и послевоенном времени. Одержимый деталями, Балагов строит мир и узнаваемый, и новый. И представляет зрителю совершенно других героинь – людей, чья история прежде не рассказывалась. В каком-то смысле это акт воскрешения, возвращения из небытия. Именно поэтому фильм и был номинирован на так называемую «Квир-пальму». Причина не в призраке ЛГБТ-тематики: ничего скандального в «Дылде» нет. Мотив номинации, кажется, состоял в другом: в том, что спустя 74 года после окончания войны режиссеру удалось извлечь из под ее обломков людей, чувствовавших время чуточку иначе, чем остальные, но страдавших наравне со всеми.

Фильм «Дылда» представит Россию на «Оскаре»

Фото: кинокомпания «Пионер»

А доказанное уже двумя фильмами Балагова умение добиваться невероятной естественности в кадре от начинающих актрис (в «Тесноте» это была петербурженка Дарья Жовнер, в «Дылде» – иркутянка Виктория Мирошниченко и москвичка Василиса Перелыгина) больше, чем что-либо другое, роднит режиссера с европейскими мастерами. Этот фильм связывает в мертвый узел любовь и войну, прошлое и будущее, волю к жизни и страх нежизни. От этого груза русским фильмам не избавиться, даже въезжая в Шенгенскую зону. А может быть, и не нужно. Мы такие, какие есть.

Егор Москвитин

25 сентября