На 86-ом году жизни скончался выдающийся режиссер Марк Захаров. С его именем связана целая театральная эпоха: с 1973 года он возглавлял театр им. Ленинского комсомола - ныне «Ленком», на его счету 49 спектаклей, многие из которых, преодолевая запреты цензуры, шли десятки сезонов подряд. Кроме того, Захаров написал сценарии культовых советских картин и сам снял 7 фильмов, которые давно разобрали на цитаты.
Марк Захаров закончил актерский факультет ГИТИСа, а после попал по распределению в Пермский драмтеатр, где провел три года. Именно там в середине 50-х он начал театральные эксперименты. Но его режиссерская карьера по-настоящему стартовала только после возвращения в Москву, когда он устроился сначала в драматический театр им.Гоголя (нынешний Гоголь-центр), а потом и в студенческий театр МГУ. Его дебютом стала постановка по пьесе Евгения Шварца «Дракон», по которой он позже снял фильм, ставший классикой.
Прославила Захарова пьеса Островского «Доходное место», которую он поставил в театре Сатиры в 1967 году. Спектакль с Андреем Мироновым сыграли более 40 раз, но потом изъяли из репертуара по идеологическим соображениям. Та же участь постигла «Банкет»: действовал негласный запрет на публикации о режиссере. Практически запретили спектакль по Фадееву «Разгром», но постановку увидел секретарь ЦК КПСС Суслов. Ему понравилось, на следующей день в «Правде» вышла хвалебная рецензия.
Актриса театра Инна Михайловна Чурикова (слева) и режиссер-постановщик Марк Анатольевич Захаров (справа) во время репетиция спектакля «Иванов» по пьесе А.П. Чехова. Фото: РИА Новости/Борис Кауфман
В 1973-м году Захаров пришел в театр имени Ленинского комсомола. «Ленком» Захаров возглавлял получается, 46 лет, почти полвека. В начале семидесятых, театр был в кризисе после ухода главного режиссера Анатолия Эфроса. Но первая же постановка Захарова – спектакль «Автоград-XXI» с начинающими Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой – получила огромный успех и привлекла в театр молодую публику. «Тиль» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стали настоящими хитами: билетов было не достать. Захаров же первым начал ставить в Советском Союзе рок-оперы. Самая важная – «Юнона и Авось», сыгранная около двух тысяч раз. Он стала визитной карточкой и символом «Ленкома». Долгие годы в Москве этот спектакль давали 31 декабря. Пусть уже без Караченцова, для многих горожан сходить в театр в канун Нового года было традицией.
Режиссер-постановщик фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Марк Захаров проводит репетицию. Актеры Елена Коренева (Марта), Олег Янковский (Барон Мюнхгаузен). Фото: Александра Конькова / ТАСС
В кино режиссер дебютировал в 1976 году. Он снял 7 картин, и все они стали классикой. В том числе «12 стульев» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым, «Обыкновенное чудо» и «Формула любви». В «Ленкоме» Захарову удалось собрать звездную команду из главных советских актеров, с ней ней же он работал и в кино. В его фильмах одни из своих лучших ролей сыграли Евгений Леонов, Олег Янковский, Николай Караченцов и Александр Абдулов. Свою работу за камерой Захаров называл «кинематографическими увлечениями», постоянным соавтором режиссера был писатель Григорий Горин. «Убить дракона» (1988) – последний фильм снятый Захаровым, после чего он вернулся к плотной работе в театре (тогда как его фильмы-спектакли выходили вплоть до 2014 года). А еще Захаров написал сценарии знаменитых советских картин «Земля Санникова» и «Звезда пленительного счастья».
28 сентября, 2019