«Одинокий город»: что нужно знать о новом спектакле-променаде в МАММ

C 5 октября по 10 ноября каждые выходные в Мультимедиа Арт Музее проходит спектакль-променад «Одинокий город». Поговорили с его создателями, драматургом Анной Гилевой и режиссером, выпускницей школы-студии МХАТ Еленой Ненашевой, о принципиально новом подходе к привычной концепции музейного аудиогида. Бонус: небольшой аудиофрагмент для заочного знакомства.

«Одинокий город»: что нужно знать о новом спектакле-променаде в МАММ

Фото: пресс-служба МАММ

Жанр спектакля «Одинокий город» – site specific, то есть он создавался для определенного места: зритель в наушниках в одиночку путешествует по залам МАММ, следуя по заданному маршруту и останавливаясь перед разными арт-объектами (спектакль привязан к выставкам, которые идут прямо сейчас). О каждом экспонате рассказывается то в формате научпоп-статьи, то поста в фейсбуке, то современного романа, а в финале зрителям предстоит встреча с актером, который задаст несколько вопросов. Все это, конечно, гораздо интереснее, чем просто слушать стандартный аудиогид в наушниках.

Одиночество в большом городе как основная идея

Идея «Одинокого города» основана на одноименной книге-эссе Оливии Лэнг, посвященной феномену одиночества в мегаполисе: англичанка Лэнг переехала в Нью-Йорк к любимому мужчине, но быстро осталась одна, и поддержкой ей оказалось только искусство. Нельзя сказать, что наш спектакль основан на материале этого произведения или создан по его мотивам: у нас нет ни одной строчки оттуда. Просто идея книги, в которой автор пытается отрефлексировать свой опыт одиночества через искусство, стала для нас отправной точкой, источником вдохновения. Для Ани эта работа стала спасением от одиночества: она переживала уход из жизни мамы, это было невероятно тяжело. Погружение в тексты, связанные с разными подходами к одиночеству, помогло принять эту потерю.


Фрагмент спектакля


Как устроен маршрут

«Одинокий город»: что нужно знать о новом спектакле-променаде в МАММ

Фото: Евгения Смолянская/Москав24

Маршрут спектакля устроен как движение по спирали вверх. В здании семь этажей, финал происходит на последнем, откуда зритель видит других посетителей музея, разбросанных по геометричному пространству МАММ. Мы сразу договорились о таком пути с художником спектакля Михаилом Заикановым и по его ходу выбирали объекты, резонирующие с текстами. Многие картины и фотографии выступают контрапунктом к аудиофрагменту. В этом нет линейной логики, скорее, речь идет о чувственном восприятии. Важно, что, хотя маршрут для всех зрителей общий, каждый зритель проходит его в одиночку – и это тоже кое-что добавляет к восприятию. При этом аудиопроменад в музее длиной 1 час 10 минут, как говорит наш художник, – это легитимный и экологичный способ прожить состояние одиночества. И конечно, встретиться в первую очередь с собой.

Я не верю, что единственное средство от одиночества, – встретить кого-нибудь. Необязательно. Думаю, дело тут вот в чем: необходимо учиться дружить с собой.
Оливия Лэнг
из книги «Одинокий город»

От научпопа до поста в соцсетях

Нашей задачей было предложить максимально разнообразные подходы к одиночеству: как по содержанию, так и по форме. Поэтому мы подумали, что будет здорово, если мысли об одиночестве будут звучать в прозе, в стихах, в формате научного исследования, поста в фейсбуке и комментариев к нему и так далее – все карты не хочется раскрывать. Соответственно, мы искали самые яркие и цепляющие образцы в каждом жанре. И по отзывам первых зрителей на прогонах мы поняли, что тексты попадают в людей, в их болевые точки: они волнуют, задевают, их уже начинают цитировать.


Наказание или свобода

Выбранные тексты рассматривают феномен одиночества с диаметрально противоположных позиций. Для одних одиночество – это наказание, для других – единственный путь для творчества. Зритель воспринимает эту мозаику мнений и сам решает, что ему ближе. В финале спектакля артист задает участнику серию вопросов уже о его собственных отношениях с темой одиночества. Впрочем, отвечать вслух совершенно необязательно.

Наш саунд-дизайнер Тимур Шарафутдинов обратил внимание на интересный феномен: тексты спектакля, которые для зрителя воспроизводятся аудиально, в сочетании с материальным арт-объектом дают любопытные сочетания. Экспонат музея помещается в иной смысловой контекст, меняет форму, некоторые линии становятся нагляднее, цвета – выразительнее, а смысл – точнее.

Искусство не способно создавать близость, но зато умеет исцелять раны и, более того, делать очевидным, что не все раны нужно исцелять, не все шрамы уродливы.
Оливия Лэнг
из книги «Одинокий город»

C 5 октября по 10 ноября, полное расписание – здесь.
Понадобятся заряженный смартфон и наушники: аудиодорожка будет в специальном приложении.
Билеты: 1 500 рублей

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости