C 5 октября по 10 ноября каждые выходные в Мультимедиа Арт Музее проходит спектакль-променад «Одинокий город». Поговорили с его создателями, драматургом Анной Гилевой и режиссером, выпускницей школы-студии МХАТ Еленой Ненашевой, о принципиально новом подходе к привычной концепции музейного аудиогида. Бонус: небольшой аудиофрагмент для заочного знакомства.
Жанр спектакля «Одинокий город» – site specific, то есть он создавался для определенного места: зритель в наушниках в одиночку путешествует по залам МАММ, следуя по заданному маршруту и останавливаясь перед разными арт-объектами (спектакль привязан к выставкам, которые идут прямо сейчас). О каждом экспонате рассказывается то в формате научпоп-статьи, то поста в фейсбуке, то современного романа, а в финале зрителям предстоит встреча с актером, который задаст несколько вопросов. Все это, конечно, гораздо интереснее, чем просто слушать стандартный аудиогид в наушниках.
Идея «Одинокого города» основана на одноименной книге-эссе Оливии Лэнг, посвященной феномену одиночества в мегаполисе: англичанка Лэнг переехала в Нью-Йорк к любимому мужчине, но быстро осталась одна, и поддержкой ей оказалось только искусство. Нельзя сказать, что наш спектакль основан на материале этого произведения или создан по его мотивам: у нас нет ни одной строчки оттуда. Просто идея книги, в которой автор пытается отрефлексировать свой опыт одиночества через искусство, стала для нас отправной точкой, источником вдохновения. Для Ани эта работа стала спасением от одиночества: она переживала уход из жизни мамы, это было невероятно тяжело. Погружение в тексты, связанные с разными подходами к одиночеству, помогло принять эту потерю.
Маршрут спектакля устроен как движение по спирали вверх. В здании семь этажей, финал происходит на последнем, откуда зритель видит других посетителей музея, разбросанных по геометричному пространству МАММ. Мы сразу договорились о таком пути с художником спектакля Михаилом Заикановым и по его ходу выбирали объекты, резонирующие с текстами. Многие картины и фотографии выступают контрапунктом к аудиофрагменту. В этом нет линейной логики, скорее, речь идет о чувственном восприятии. Важно, что, хотя маршрут для всех зрителей общий, каждый зритель проходит его в одиночку – и это тоже кое-что добавляет к восприятию. При этом аудиопроменад в музее длиной 1 час 10 минут, как говорит наш художник, – это легитимный и экологичный способ прожить состояние одиночества. И конечно, встретиться в первую очередь с собой.
Нашей задачей было предложить максимально разнообразные подходы к одиночеству: как по содержанию, так и по форме. Поэтому мы подумали, что будет здорово, если мысли об одиночестве будут звучать в прозе, в стихах, в формате научного исследования, поста в фейсбуке и комментариев к нему и так далее – все карты не хочется раскрывать. Соответственно, мы искали самые яркие и цепляющие образцы в каждом жанре. И по отзывам первых зрителей на прогонах мы поняли, что тексты попадают в людей, в их болевые точки: они волнуют, задевают, их уже начинают цитировать.
Выбранные тексты рассматривают феномен одиночества с диаметрально противоположных позиций. Для одних одиночество – это наказание, для других – единственный путь для творчества. Зритель воспринимает эту мозаику мнений и сам решает, что ему ближе. В финале спектакля артист задает участнику серию вопросов уже о его собственных отношениях с темой одиночества. Впрочем, отвечать вслух совершенно необязательно.
Наш саунд-дизайнер Тимур Шарафутдинов обратил внимание на интересный феномен: тексты спектакля, которые для зрителя воспроизводятся аудиально, в сочетании с материальным арт-объектом дают любопытные сочетания. Экспонат музея помещается в иной смысловой контекст, меняет форму, некоторые линии становятся нагляднее, цвета – выразительнее, а смысл – точнее.
C 5 октября по 10 ноября, полное расписание – здесь.
Понадобятся заряженный смартфон и наушники: аудиодорожка будет в специальном приложении.
Билеты: 1 500 рублей
05 октября, 2019