Самопровозглашенный бог поп-музыки Канье Уэст выпускает новый альбом. Или нет. Или все-таки да? За год с момента анонса у альбома поменялись название и обложка, трек-лист и концепция. Музыкальный обозреватель Кристина Сарханянц выяснила, что известно о новом релизе Уэста на данный момент, и спросила у музыкантов, журналистов и экспертов, чего те ждут от Уэста и Jesus Is King.
В сентябре 2018 года Канье Уэст выложил в твиттере изображение мини-диска с подписью «Yandhi 9.29.18», что моментально было понято поклонниками рэпера и журналистами как анонс записи, которая выйдет 29 сентября. Уже 27 сентября Уэст пришел в редакцию американского издания The Fader, чтобы дать послушать материал журналистам, а 29-го выступил в комедийном шоу Saturday Night Live, но альбом так и не вышел. В начале октября (все того же 2018-го) жена Уэста Ким Кардашьян намекнула у себя в твиттере, что Yandhi все-таки выйдет – в ноябре, а сам Канье отправился в Уганду, где в специально построенной студии продолжил работу над материалом. Стоит ли говорить, что в ноябре альбом не появился. Уэст заявил, что работа не готова и что о дате релиза он сообщит позднее.
В начале 2019 года артист вернулся с новым проектом – так называемыми воскресными службами (Sunday Service), в рамках которых он стал проводить концерты под аккомпанемент госпел-хора. На некоторых из этих выступлений звучали неизданные треки. В частности, во время службы на крупнейшем американском фестивале Coachella Уэст исполнил новую песню Water.
Примерно месяц назад, в начале сентября, в инстаграме Ким Кардашьян появилась фотография с трек-листом альбома и датой: 27 сентября (сейчас пост удален). На последовавшей 9 сентября воскресной службе в родном для рэпера Чикаго Канье заявил, что название нового альбома – Jesus Is King. В назначенный день альбом не вышел, зато 28-го числа в Сети появилась вероятная обложка записи – рисунок с отсылками к иконописи.
В ночь на 29 сентября Канье показал фильм Jesus Is Lord в детройтском кинотеатре и объявил, что альбом выйдет в октябре. Сегодня 4-е, а альбома так и нет, известно лишь, что в записи приняли участие Pusha T и No Malice (как дуэт Clipse), саксофонист Кенни Джи, Янг Таг, молодой рэпер Ant Clemons из Нью-Джерси, Лорин Хилл, Ники Минаж и Ty Dolla $ign. Также есть трек-лист:
Итак, когда же выйдет альбом? Это неизвестно. Он может появиться на прилавках цифровых магазинов и в стримингах в любой момент: ночью, на следующей неделе, через год. Или совсем не выйти – зная о перфекционизме Канье и его ревностном подходе к работе, можно лишь наслаждаться затеянными им игрой и шоу.
Фото: Rich Fury/Getty Images for Coachella
Спросили у журналистов, музыкантов и экспертов, чего они ждут от Jesus Is King.
Александр Куликовский, редактор «Тихого места»:
Если бы Канье выпустил все анонсированные за три года альбомы, то у нас на руках было бы как минимум шесть-семь релизов, отличающихся друг от друга как по звуку, так и по задумке. Уэст играет на ожиданиях своих поклонников, предлагая им пищу для размышления, но в итоге оставляя их голодными, и это каким-то образом срабатывает. С момента выхода Yeezus, который стал неофициальным символом контркультуры в мейнстриме, Уэст будто слетел с катушек, решив, что традиционная модель «сингл-клип-альбом-тур» – это слишком просто для него.
Он с головой погрузился в мир моды, за несколько лет создав из Yeezy бренд с мировым именем, и в каком-то плане эпатаж из мира моды был спроецирован на его подход к выпуску музыки. И если представлять каждый отмененный альбом, как очередную капсульную коллекцию, отправленную на мусор, то все становится на свои места. С 2016-го Канье успел поэкспериментировать с форматами подачи: то показав, как он может изменять уже вышедший альбом, несколько раз обновив его, где-то поправив сведения или заменив строчку другой, то загоняя себя до сумасшедшего дедлайна, редактируя альбом непосредственно в день его выхода.
Jesus Is King – самое трудное испытание для фанатов Канье Уэста. По сообщениям от тех, кто успел послушать его на спонтанных сессиях в Нью-Йорке и Чикаго, релиз звучит как новая классика в дискографии артиста, но пока что альбом олицетворяет «запретный плод», который не только нельзя вкусить, его нельзя даже найти. Таким образом, главным медиасобытием сентября стал не выход нового альбома Канье, а его пропажа.
Фото: Rich Fury/Getty Images for Coachella
Павел Борисов, журналист, автор и ведущий телеграм-канала «Альбомы по пятницам»:
Мы живем в эпоху, когда все слишком предсказуемо: альбомы выходят по пятницам, их редко задерживают и переносят, они предваряются синглами – примерно понятно, чего ждать. И так из раза в раз, из недели в неделю, и только суперзвезды типа Бейонсе могут себе позволить внезапно выложить альбом, никому ничего не сказав.
Канье непредсказуем немного иначе: он обещает, но не выпускает, а даже если выпустит, то будет доводить запись до ума еще несколько недель, как было с The Life of Pablo. Это, конечно, создает особые отношения между музыкантом и слушателем. Невозможно не сопереживать человеку, который проваливает дедлайны, потому что не до конца доволен записью. Он может отменить альбом просто потому, что так ему сегодня кажется правильным, и предугадать это невозможно. Ждать альбом Канье – это как болеть за «Спартак»: команда великая, но очень уж эмоциональная и непредсказуемая. Зато когда «Спартак» выигрывает (или Канье выпускает долгожданную запись), ликуют все.
Николай Овчинников, редактор раздела «Музыка» в «Афише Daily», соведущий телеграм-канала VOICE:
Вообще удивительно, что мы уже год наблюдаем за этим шоу. То есть Канье Уэст – реально один из важнейших авторов современности, но при этом вся эта история с альбомом выглядит как издевательство. Он сам придумывает сроки и сам их срывает. Документирует каждый свой шаг, но из всех твитов, сториз и воскресных служб не складывается ясной картинки. Выпускает треки, которых в итоге не оказывается в финальном трек-листе. И вообще, кто сказал, что опубликованный последним трек-лист – финальный?
Канье возмутителен, безумен, он издевается, но, черт возьми, нам хочется играть в его игры – угадывать, узнавать, доставать. Другой вопрос, что за всем этим потерялась музыка. Непонятно, что еще мы сможем узнать о противоречивой натуре Канье из его альбома. С кем он себя может сравнить, чтобы все возмутились? Чьи сэмплы он возьмет, чтобы все опять поразились его кругозору? Кажется, это все уже совсем неважно и неинтересно.
Фото: Rich Fury/Getty Images for Coachella
Руслан Тихонов, музыкальный журналист, участник группы Cruel Tie:
Есть ощущение, что Канье надоело переделывать вышедшие альбомы на виду у всех или он больше не хочет повторять опыт The Life Of Pablo. По крайней мере, не с этим материалом. Кажется, что для него Jesus Is King – максимально важный альбом, и рэпер стремится опять задрать планку: часто ностальгирует по временам My Beautiful Dark Twisted Fantasy и, по-моему, хочет снова выпустить нечто эпохальное, доказать что-то самому себе.
Вообще с этими воскресными службами у него весьма любопытный период в карьере и жизни. Интересно наблюдать за тем, что он делает, и хочется верить, что все эти переносы – от некого чувства ответственности – не всегда же троллить и вызывать интерес к музыке через неадекват.
В любом случае мне, как обычно, абсолютно без разницы, что странного Канье будет делать для продвижения альбома. Я просто жду, и так только интереснее.
04 октября, 2019