В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

5 октября отмечается День учителя. Мы поговорили с пятью педагогами, которые сами не так давно закончили школу (им всем нет и 30), о выборе профессии, ее драйве и сложностях, а также о том, насколько изменились сегодняшние ученики и подход к ним.

Вадим Киреев

Учитель истории, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2019»

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

Фото: личный архив

Я всегда мечтал преподавать. Наверное, потому что профессия учителя относится к «вечным», наряду с врачом, юристом, инженером, военным. Это работа с людьми и для людей. Даже не так. Это не работа – это служба одного человека всему обществу. Если бы я хотел просто где-то работать, чтобы поменьше напрягаться, я бы никогда не стал учителем.

Я всегда замечал: утром ты приходишь в школу, а там уже что-то случилось. Кто-то повторяет уроки, кто-то общается, кто-то поскользнулся и упал, и сейчас его утешает весь класс. Кто-то дарит кому-то самодельную открытку, кто-то просто в тишине думает.

Школа – средоточие самой активной жизни, какая только есть: становления, взросления, жизни кипучей и не знающей компромиссов.

Ученики задают вопросы – они хотят знать больше. Они всегда хотят знать больше, даже если учителям сегодня кажется, что они уже ничего не хотят. Отвечать на их вопросы, помогать им стать собой – вот зачем я иду на работу каждое утро.

Сложно и эмоционально, психологически. Это вообще тяжелая работа. Уроки – лишь одна из ее частей. Наш рабочий день не нормирован и если ставка учителя – 18 часов ведения уроков в неделю, то еще как минимум 18 – это экскурсии, классные часы, школьные праздники, работа с родителями и другие важные дела. Я считаю, что люди как свечи – они должны гореть своим делом, но важно держать баланс и не сгореть.

Школа сегодня меняется, но не так сильно, как об этом принято говорить. Мой инсайдерский взгляд таков: это место постоянных перемен и вечных традиций, которые важно не разрушить. Те, кто учатся сегодня, по большей части такие же, какими были мы в детстве. Со своими особенностями, страхами, мечтами.

Именно мечты говорят о человеке самое главное, и я стараюсь в своих учениках не загасить их мечту, ведь учимся мы не для школы, а для жизни, как гласит девиз моего университета – НИУ ВШЭ, и я уверен, что это так и есть.

Сегодня много говорят о поколении Z, которое не видит жизни без гаджетов и не может усидеть на месте дольше трех минут. Во многом это преувеличение. Все, как и прежде, зависит от родителей, от системы ценностей, принятой в семье. Нельзя научить того, для кого в системе ценностей твой предмет, а может и учеба вообще, не стоит в списке значимых вещей. Я это вижу, понимаю и стараюсь услышать то, что сам ученик считает важным и помочь ему это развить. Ведь именно этому он посвятит дальше свою жизнь и именно это будет кормить его в будущем.

Школа лишь помогает усилить то, что вложила семья. Один хороший учитель сказал как-то, что ученик – это алмаз, который школа может огранить в бриллиант, но добыть его из тонн горной породы – задача родителей. В общем, я оптимистично смотрю на новое поколение. Оно так же ищет, так же вдохновляется и так же многого хочет добиться, как и наше, и не нужно списывать его со счетов.


Дарья Сапачева

Учитель английского и итальянского языков

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

Фото: личный архив

Учителем я мечтала стать с детства. И сейчас мне не хочется быть «злой училкой», хочу, чтобы мои ученики могли сказать, что им повезло с учителем иностранного языка. Мой главный мотиватор – успехи учеников! Мне нравится, как они радуются, когда понимают тему. А главная сложность – очень много работы помимо уроков. Проверка тетрадей, подготовка к урокам – это понятно, а вот к бесконечным отчетам я не была готова.

Я сама не так давно закончила школу, всего пять лет назад. Но ученики очень изменились, они на 100% представители «цифрового» поколения. Изменилось время, изменились люди, изменился мир. Соответственно, и систему нужно модернизировать. Было бы не справедливо пытаться учить их по устаревшим методикам.


Ирина Кочеткова

Учитель английского языка, призер городского этапа конкурса «Педагогический дебют – 2015»

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

В моей семье учительскую карьеру выбирает уже третье поколение, поэтому с детства мне не приходилось ломать голову, кем стану, когда вырасту – я отчетливо понимала еще с садика, что буду учителем. Во время учебы в школе я замечала ошибки преподавателей и каждый раз говорила себе: а я бы тут объяснила по-другому!

Быть учителем очень энергозатратно, да еще и люди этой альтруистической профессии часто болеют нервными болезнями, болезнями горла, голосовых связок... И все равно работают в образовании по много лет. Знаете, почему? Да просто это эмоциональная зависимость! Мы зависим от большого спектра эмоций, которые испытываем в школе ежедневно: от злости и гнева до абсолютного счастья. Да, именно счастья! Удивлены?

Когда ты на 100% выкладываешься на уроке ради знаний учеников, ты ждешь от них отдачи не меньше. И когда дети подготовлены к твоему – именно твоему! – уроку, когда они занимают призовые места на олимпиадах в городе, регионе, когда каждый день какой-нибудь ребенок подходит к тебе и говорит: «Вы мой самый любимый учитель», когда родители уже бывших учеников повторяют: «Спасибо, что научили моего ребенка английскому, он сейчас звезда в университете» – ты испытываешь это абсолютное счастье.

Дети остаются детьми в любые времена. Модернизируются технологии, ученики становятся продвинутее, сообразительнее в силу их мобильности – и все. А что касается методик обучения, я выступаю частично за советский подход, частично за новый. Единственное, что мне не нравится, что современный учитель должен вести урок так, чтобы ученик догадывался о новой теме из моего жизненного опыта. Как он это сделает, если в жизни не встречал Present Perfect в пассивной форме?! Такой подход может быть частично использован на уроках, но не на всех, как это требуется по ФГОС.

Работая учителем уже семь лет, я пришла к выводу: работа в школе очень интересная, она приносит новые истории, и меняет сюжет казалось бы устоявшегося сценария обычного дня постоянно. Она манит к себе каждый август даже после сложного учебного года, когда каждый учитель в мае готов уволиться от усталости, но после летнего отдыха с радостью возвращается обратно.


Нина Данилина

Учитель истории и обществознания, победитель в номинации Mail.ru Group «Цифровой учитель года России–2017»

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

Фото: личный архив

Учительство – мой осознанный выбор. Это тот случай, когда работа в удовольствие, поэтому я могу назвать себя счастливым человеком. Драйв профессии – в осознании того, что ты полезен и делаешь важное дело. Но при этом очень сложно оценить результат своей работы. Ведь мы не только учим, но и воспитываем. А насколько хорошо это получается, покажет время, когда можно будет с гордостью сказать, что мои ученики выросли и стали достойными людьми.

Каждое поколение чуть умнее предыдущего в силу того, что появляется больше возможностей для развития. Поэтому я могу сказать, что современные школьники умнее, заинтересованнее, любознательней учеников моего поколения.

В преподавании я стараюсь брать все самое лучшее, что было в советской школе, и то, что дает современный мир. Именно такое сочетание, на мой взгляд, позволит говорить с детьми на одном языке, с использованием технологий, которые им понятны и близки, и при этом не забывать о дидактике, что будет максимально эффективно для обучения.


Феодора Пахтунова

Специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тьютор)

В День учителя поговорили с молодыми школьными педагогами об их профессии

Фото: личный архив

Я хотела помогать детям, нуждающимся в особом внимании и испытывающим сложности с социализацией, поэтому стала педагогом. Главная сложность моей работы – сам процесс обучения и корректировка нежелательного поведения у детей с расстройством аутистического спектра. Но когда я вижу результаты, вижу успехи детей, это дает мне силы.

Я специализируюсь на коррекционной педагогике, и смело могу сказать, что по сравнению с советским временем, система преподавания стала гораздо лучше. Так что я полностью за модернизацию и привнесение в терапию новых методик.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

05 октября, 2019

Новости