50 произведений из 14 ведущих музеев Испании, дополненные двумя работами из ГМИИ имени Пушкина, – с 10 октября в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Испанское искусство и импрессионизм». Выбрали 10 самых интересных картин.
Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао
Первые шаги Адольфо Гиарда в импрессионизме были сделаны в Париже после знакомства с художником Эдгаром Дега. Как и у французского живописца, у Гиарда главным сюжетом для изображения стали девушки в момент сосредоточенной работы, но это были не балерины, а простые работницы, которые ему позировали в парках. Вернувшись из Парижа в Бильбао, Гиард предпочел городу сельскую местность. Здесь художник открыл мир нетронутой природы и простых людей. Основная тема его творчества – человек как гармоничное продолжение природы. Так, например, в картине «Деревенская девушка на полевых работах» изображена молодая крестьянка в минуту отдыха посреди осеннего леса.
Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона
Работа Дарио де Регойоса «Процессия капуцинов в Фуентеррабии» написана на вилле Буэнависта в городе Ирун, неподалеку от которого расположен поселок Фуэнтеррабиа. На полотне изображено праздничное шествие членов ордена капуцинов. В нем принимают участие лишь монахи с выбритыми макушками в коричневых рясах и монашки в черных одеяниях. Интересно, что на балконах соседних зданий можно увидеть только женщин: светских мужчин на картине нет. Эта работа является одним из самых важных импрессионистских произведений Регойоса, отличаясь особой чувственностью и игрой света и тени.
Частное собрание, Барселона
Удивительно, но первое знакомство с французским импрессионизмом разочаровало испанского художника Изидре Нонеля. Но уже совсем скоро он изменил свое мнение, называя Моне «самой яркой личностью, самым современным и гениальным» из всех. Особое место в творчестве Нонеля занимает тема бедности и социальной беззащитности. Шесть работ, в число которых вошло произведение «Старая цыганка», были представлены художником в 1904 году на Салоне Независимых в Париже. Новаторский характер произведений привлек внимание влиятельных критиков, тогда как в Барселоне и зрители, и большая часть критиков решительно отвергли картины цыганского цикла. Это не остановило художника, и он до конца жизни писал цыган.
Собрание Франсеска Фонбоны, Барселона
Убежденный приверженец реализма, Мариан Пиделасерра после пребывания в Париже, где провел два года, превратился в одного из первых провозвестников французского импрессионизма в Каталонии. С новой техникой Мариан Пиделасерра экспериментировал, рисуя портреты близких друзей: художника Пере Изерна и скульптора Эмили Фонбоны. Мастер создал по меньшей мере три портрета Фонбоны маслом, один из которых как раз представлен на выставке. Образ близкого друга выполнен в новой смелой манере: зеленоватые тени придают портрету глубину и психологическое напряжение. Кстати, именитый скульптор Эмиль Фонбона приходится двоюродным дедушкой куратору выставки «Импрессионизм и испанское искусств» Франсеску Фонбоне.
Собрание Виды–Муньос, Альмерия
Мариано Фортуни в конце XIX века был одним из самых популярных испанских живописцев для русского художественного сообщества. «По мастерству исполнения положительно нет никого между современными европейскими живописцами, кто мог бы посоперничать с Фортуни», – писал Илья Репин. В последний год своей жизни художник увлекся созданием небольших этюдов на пленэре, и именно в это время состоялась революция в искусстве – открытие первой выставки импрессионистов в фотоателье Надара в 1874 году.
К последним произведениям великого мастера относится «Улица Гранателло в Портичи», где изображена перспектива улицы, которая визуально делится на две части за счет контрастов: верхняя часть освещена солнечным светом, а нижняя остается в тени. Внимание художника занимает эффект взаимодействия света и тени, отбрасываемой на освещенный объект. Именно при помощи техники длинного легкого мазка Фортуни добивается эффекта прозрачности изображения.
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Пере Изерна интересовали эксперименты с естественным освещением и его воздействием на изображаемый объект. Цветовые и световые предпочтения Изерна сформировались во время первой поездки в Париж, куда он отправился вместе с друзьями: художником Пиделасеррой и скульптором Эмили Фонбоной. Во французской столице Изерн открыл для себя французских импрессионистов, а затем принял участие в Салоне французских художников. Художник часто писал виды Парижа с изображением Сены, мастерски используя импрессионистскую технику. Работы, представленные на выставке, были созданы именно в период его жизни во Франции. Художник лишь в старости вынужденно вернулся в Барселону – во время Второй мировой войны.
Музей Монсеррата, Аббатство Монсеррат
В испанской живописи популярной темой было изображение боя быков, в частности, этот сюжет часто встречался в творчестве великого мастера – Гойи. Та же тема привлекала и Рамона Казаса, чьи работы выполнены быстрыми, короткими мазками, в спонтанной манере, подчеркивающей интерес автора к происходящему на арене. На картине «Арена для боя быков, Барселона» изображен конец первой части действа, когда тореро закончил испытывать норов быка желто-красным плащом, а публика застыла в волнительном ожидании. Композиционно изображение выстроено так, что зрители становятся главным действующим лицом картины, для их изображения художник использовал перенятую у Гойи и напоминающую пуантилизм технику изображения толпы – при помощи крошечных красочных пятен.
Мэрия Жироны. Музей истории Жироны
Долгое время Гино сотрудничал с Огюстом Ренуаром: артрит не позволял французскому мастеру работать с материалом, поэтому именно Гино воплощал его наброски в скульптуру. Однако совместное творчество только помешало карьере Гино: ему пришлось бороться за право называться соавтором ряда подписанных Ренуаром произведений. Десятилетние судебные разбирательства, к счастью, завершились победой Гино. Представленная на выставке литография интересна тем, что этот портрет Ренуара был выполнен с натуры. Кроме того, это одно из немногих индивидуальных произведений Гино в период его совместного творчества с Ренуаром.
Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид
Одним из самых известных художников в Испании рубежа веков XIX–XX веков был Хоакин Соролья. На его становление большое влияние оказало знакомство с фотографией. Так, в картине «Купание на пляже» художнику удалось «остановить мгновение», изобразив семейную сцену купания в движении. Эта работа – настоящая ода материнству. В центре внимания – типичная рыбацкая семья, у которой берег – место работы, досуга и отдыха.
Частное собрание, Барселона
Эрмен Англада-Камараса не был импрессионистом. Если импрессионисты стремились к моментальному отражению реальности, то Англада начал проявлять интерес к форме и цвету, меньше внимания уделяя отображению реальности и приближаясь к символизму. Однако именно импрессионисты ввели в живопись технику свободного мазка, и Англада перенял этот прием. Художник также делал наброски углем. На выставке представлена работа «Дама в черном, с цветами», к материалам, помимо угля, добавились вкрапления пастели и масла. В отличие от импрессионистов, художник использует черный цвет, и большая часть произведения выполнена в темных тонах. Подобная дама, очевидно, кокотка – одна из любимых тем раннего парижского периода Англады. В это время он жил на Монмартре и вместе с недавно прибывшим в Париж Пабло Пикассо был частым гостем модных кабаре и мюзик-холлов.
до 26 января
Билеты: 300 рублей
09 октября, 2019