10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

50 произведений из 14 ведущих музеев Испании, дополненные двумя работами из ГМИИ имени Пушкина, – с 10 октября в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Испанское искусство и импрессионизм». Выбрали 10 самых интересных картин.

«Деревенская девушка на полевых работах», Адольфо Гиард (1892)

Корпоративная коллекция Ибердрола, Бильбао

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Первые шаги Адольфо Гиарда в импрессионизме были сделаны в Париже после знакомства с художником Эдгаром Дега. Как и у французского живописца, у Гиарда главным сюжетом для изображения стали девушки в момент сосредоточенной работы, но это были не балерины, а простые работницы, которые ему позировали в парках. Вернувшись из Парижа в Бильбао, Гиард предпочел городу сельскую местность. Здесь художник открыл мир нетронутой природы и простых людей. Основная тема его творчества – человек как гармоничное продолжение природы. Так, например, в картине «Деревенская девушка на полевых работах» изображена молодая крестьянка в минуту отдыха посреди осеннего леса.


«Процессия капуцинов в Фуентеррабии», Дарио де Регойос (1902)

Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Работа Дарио де Регойоса «Процессия капуцинов в Фуентеррабии» написана на вилле Буэнависта в городе Ирун, неподалеку от которого расположен поселок Фуэнтеррабиа. На полотне изображено праздничное шествие членов ордена капуцинов. В нем принимают участие лишь монахи с выбритыми макушками в коричневых рясах и монашки в черных одеяниях. Интересно, что на балконах соседних зданий можно увидеть только женщин: светских мужчин на картине нет. Эта работа является одним из самых важных импрессионистских произведений Регойоса, отличаясь особой чувственностью и игрой света и тени.


«Старая цыганка», Изидре Нонель (1903)

Частное собрание, Барселона

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Удивительно, но первое знакомство с французским импрессионизмом разочаровало испанского художника Изидре Нонеля. Но уже совсем скоро он изменил свое мнение, называя Моне «самой яркой личностью, самым современным и гениальным» из всех. Особое место в творчестве Нонеля занимает тема бедности и социальной беззащитности. Шесть работ, в число которых вошло произведение «Старая цыганка», были представлены художником в 1904 году на Салоне Независимых в Париже. Новаторский характер произведений привлек внимание влиятельных критиков, тогда как в Барселоне и зрители, и большая часть критиков решительно отвергли картины цыганского цикла. Это не остановило художника, и он до конца жизни писал цыган.


«Портрет Эмили Фонбоны», Мариан Пиделасерра (Париж, около 1900–1901)

Собрание Франсеска Фонбоны, Барселона

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Убежденный приверженец реализма, Мариан Пиделасерра после пребывания в Париже, где провел два года, превратился в одного из первых провозвестников французского импрессионизма в Каталонии. С новой техникой Мариан Пиделасерра экспериментировал, рисуя портреты близких друзей: художника Пере Изерна и скульптора Эмили Фонбоны. Мастер создал по меньшей мере три портрета Фонбоны маслом, один из которых как раз представлен на выставке. Образ близкого друга выполнен в новой смелой манере: зеленоватые тени придают портрету глубину и психологическое напряжение. Кстати, именитый скульптор Эмиль Фонбона приходится двоюродным дедушкой куратору выставки «Импрессионизм и испанское искусств» Франсеску Фонбоне.


«Улица Гранателло в Портичи», Мариано Фортуни (1874)

Собрание Виды–Муньос, Альмерия

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Мариано Фортуни в конце XIX века был одним из самых популярных испанских живописцев для русского художественного сообщества. «По мастерству исполнения положительно нет никого между современными европейскими живописцами, кто мог бы посоперничать с Фортуни», – писал Илья Репин. В последний год своей жизни художник увлекся созданием небольших этюдов на пленэре, и именно в это время состоялась революция в искусстве – открытие первой выставки импрессионистов в фотоателье Надара в 1874 году.

К последним произведениям великого мастера относится «Улица Гранателло в Портичи», где изображена перспектива улицы, которая визуально делится на две части за счет контрастов: верхняя часть освещена солнечным светом, а нижняя остается в тени. Внимание художника занимает эффект взаимодействия света и тени, отбрасываемой на освещенный объект. Именно при помощи техники длинного легкого мазка Фортуни добивается эффекта прозрачности изображения.


«Сена», Пере Изерн (Париж, около 1900–1901)

Национальный музей искусства Каталонии, Барселона

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Пере Изерна интересовали эксперименты с естественным освещением и его воздействием на изображаемый объект. Цветовые и световые предпочтения Изерна сформировались во время первой поездки в Париж, куда он отправился вместе с друзьями: художником Пиделасеррой и скульптором Эмили Фонбоной. Во французской столице Изерн открыл для себя французских импрессионистов, а затем принял участие в Салоне французских художников. Художник часто писал виды Парижа с изображением Сены, мастерски используя импрессионистскую технику. Работы, представленные на выставке, были созданы именно в период его жизни во Франции. Художник лишь в старости вынужденно вернулся в Барселону – во время Второй мировой войны.


«Арена для боя быков», Рамон Казас (Барселона, 1884)

Музей Монсеррата, Аббатство Монсеррат

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

В испанской живописи популярной темой было изображение боя быков, в частности, этот сюжет часто встречался в творчестве великого мастера – Гойи. Та же тема привлекала и Рамона Казаса, чьи работы выполнены быстрыми, короткими мазками, в спонтанной манере, подчеркивающей интерес автора к происходящему на арене. На картине «Арена для боя быков, Барселона» изображен конец первой части действа, когда тореро закончил испытывать норов быка желто-красным плащом, а публика застыла в волнительном ожидании. Композиционно изображение выстроено так, что зрители становятся главным действующим лицом картины, для их изображения художник использовал перенятую у Гойи и напоминающую пуантилизм технику изображения толпы – при помощи крошечных красочных пятен.


«Пьер-Огюст Ренуар в старости», Рикард Гино (1918)

Мэрия Жироны. Музей истории Жироны

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Долгое время Гино сотрудничал с Огюстом Ренуаром: артрит не позволял французскому мастеру работать с материалом, поэтому именно Гино воплощал его наброски в скульптуру. Однако совместное творчество только помешало карьере Гино: ему пришлось бороться за право называться соавтором ряда подписанных Ренуаром произведений. Десятилетние судебные разбирательства, к счастью, завершились победой Гино. Представленная на выставке литография интересна тем, что этот портрет Ренуара был выполнен с натуры. Кроме того, это одно из немногих индивидуальных произведений Гино в период его совместного творчества с Ренуаром.


«Купание на пляже», Хоакин Соролья (1908)

Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Одним из самых известных художников в Испании рубежа веков XIX–XX веков был Хоакин Соролья. На его становление большое влияние оказало знакомство с фотографией. Так, в картине «Купание на пляже» художнику удалось «остановить мгновение», изобразив семейную сцену купания в движении. Эта работа – настоящая ода материнству. В центре внимания – типичная рыбацкая семья, у которой берег – место работы, досуга и отдыха.


«Дама в черном, с цветами», Эрмен Англада-Камараса (около 1898–1899)

Частное собрание, Барселона

10 самых интересных картин с выставки испанского импрессионизма

Эрмен Англада-Камараса не был импрессионистом. Если импрессионисты стремились к моментальному отражению реальности, то Англада начал проявлять интерес к форме и цвету, меньше внимания уделяя отображению реальности и приближаясь к символизму. Однако именно импрессионисты ввели в живопись технику свободного мазка, и Англада перенял этот прием. Художник также делал наброски углем. На выставке представлена работа «Дама в черном, с цветами», к материалам, помимо угля, добавились вкрапления пастели и масла. В отличие от импрессионистов, художник использует черный цвет, и большая часть произведения выполнена в темных тонах. Подобная дама, очевидно, кокотка – одна из любимых тем раннего парижского периода Англады. В это время он жил на Монмартре и вместе с недавно прибывшим в Париж Пабло Пикассо был частым гостем модных кабаре и мюзик-холлов.


до 26 января
Билеты: 300 рублей

09 октября