«Красная Москва»: топ-5 экспонатов на новой выставке в «Зотове»

«Красная Москва»: топ-5 экспонатов на новой выставке в «Зотове»

В «Зотове» открылась новая выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе». Мы сходили одними из первых и выделили свой топ экспонатов, которые точно нельзя пропустить во время осмотра. А вообще советуем выделить на выставку минимум два часа: она ольфакторная (некоторые экспонаты можно понюхать), и тут много интерактива. Но обо всем по порядку.

Перед нами история парфюмерной индустрии в раннем СССР — о том, как ее возрождали в молодом государстве. Кураторам можно было бы на этом и закончить — в конце концов, аромату «Красная Москва» в этом году 100 лет. Достаточно легендарная дата, верно? Но нет, выставка очень масштабная с точки зрения смыслов: она о скачкообразно растущей Москве, гигиене, женской «второй смене», НЭПе, первых бутиках и даже пластических операциях.

Интерактивный экран с картой запахов Москвы

Увидите его прямо на входе — он небольшого размера, не пройдите случайно мимо. Фишка здесь такая: можно выбрать место в Москве — рынок, баня, трамвай — и вам покажут, как там пахло. В основе — воспоминания людей и литературные источники. Да, конечно, многое очевидно — в бане, например, пахло мылом, что неудивительно. Но истории, которые всплывают слева, написаны в формате анекдотов и бывают очень смешными, обязательно почитайте.


Картина «Баба с гусем»

Антонина Софронова. Баба с гусем. 1924

Следующий зал посвятили москвичкам и их «типологии» согласно современникам 1920–1930-х. Немного истории: молодая столица Страны Советов в это время переживала новое рождение: за короткий период ее население увеличилось почти вдвое. «Баба с гусем» — это как раз и есть собирательный образ девушки из деревни, которая вся такая потерянная, ищет свое место. Именно поэтому в предыдущем зале нам показали кадры из фильма «Дом на Трубной».

И вот мы оказываемся в городе, который обрушивается на героиню каскадом новых ощущений: театры, выставки, люди, люди, люди… И идем дальше.


Гора земляничного мыла

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Мыло предоставлено Группой компаний «Русагро» (бренд «Рецепты чистоты»). Фото: Денис Шумов

За полупрозрачными занавесками находим зал, который посвятили гигиене — только представьте, насколько это было важно в переполненном большом городе! Здесь узнаем, как выглядела упаковка некоторых жизненно необходимых товаров, например зубного порошка. И конечно, загляните посмотреть на пирамиду из земляничного мыла — это тоже ольфакторный элемент.


Плакат «Искусство одеваться»

В. М. Ходасевич. Эскиз обложки к журналу «Искусство одеваться» (№ 8). Конец 1920-х. Государственный музей В. В. Маяковского

Целый зал посвятили девушкам и моде времен НЭПа — тут увидите плакаты и живопись. Внимательно рассмотрите прекрасных красавиц, в том числе и этот эскиз к обложке модного журнала.

А теперь загляните в зал по соседству — он рассказывает об изнанке такой стильной городской жизни, так называемой «второй смене». Большевики привлекли женщин на заводы, пообещав уменьшение домашних нагрузок за счет общественных организаций… но это не особо работало. Поэтому девушки трудились днями напролет.

А как вам такая статистика: в 1923 году на «Новой заре» до 85% сотрудников были женщинами. Почему? Все просто: эта работа не была ни высокооплачиваемой, ни престижной. Вот такая глобальная женская оптика на протяжении всей экспозиции!


Оргáн

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Денис Шумов

Замечали, что в лексике парфюмеров очень много слов из музыки? Так вот, у них есть и свой оргáн — так называют рабочее место с колбами (внешне действительно похоже). А в «Зотове» буквально поставили инструмент, который генерирует запахи — да, вот прямо изобрели эту вещь. Тут можно смешать несколько базовых ароматов, запустить генерацию и получить свои духи. Их можно будет понюхать. Когда выставка завершится, кураторы проведут небольшое исследование и посмотрят, какие сочетания посетители выбирали чаще всего.

А дальше скажем буквально по одному слову: задержитесь в интересном зале про Полину Жемчужину, жену Молотова, у которой с ним были очень нежные отношения, хотя они оба были жутко влиятельными людьми. Также остановитесь подольше у исторических реконструкций духов — их все можно понюхать.

А в конце экспозиции — «гостиная» с двумя телевизорами. По советскому кино можно прекрасно проследить, как та же легендарная «Красная Москва» старела вместе со своими обладательницами.

Фото: Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Варвара Топленникова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

11 сентября