Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Каждую неделю кинокритик Егор Москвитин выбирает главные новинки проката и рассказывает, чем они хороши. На этот раз в его шорт-лист попали «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики, пронзительное «Прощание» и кое-что еще.

«Прощание»

Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Фото: пресс-служба

Американка китайского происхождения (певица и актриса Аквафина), оставившая родину, когда ей было шесть лет, четверть века спустя должна вернуться домой. Повод безрадостный: любимая бабушка умирает от рака. Но история из этого получится все равно комедийная: дело в том, что вся семья скрывает от старушки болезнь и ради встречи с ней придумывает фиктивную свадьбу. Причем родственники готовы идти в обмане до конца: жених и невеста – настоящие, церемония и банкет – тоже. В «Прощании» нет ни одной суперзвезды (впрочем, Аквафина растет на глазах: год назад она сыграла в «8 подругах Оушена» и «Безумно богатых азиатах», а скоро озвучит героиню мультфильма Disney «Райя и Последний дракон»). Тем не менее этот скромный проект стал настоящей сенсацией в Америке. Сначала после премьеры на фестивале Sundance за права на его прокат сцепились Netflix, Amazon и Fox Searchlight – два толстосума и одна мудрая компания, известная своими оскароносными хитами. А потом в летнем прокате «Прощание» сумело побить рекорд монструозных «Мстителей» по посещаемости отдельных показов. Теперь же фильму прочат «оскары» – и не только потому что он получился пронзительным, беззащитно нежным, добродушно веселым и глубоким. Дело в том, что это пример как никогда востребованной сегодня локальной истории (действие происходит в основном в китайской провинции, все герои – азиаты), которая может очаровать весь мир, преодолевая этнические, культурные и государственные границы. А для американских азиатов это еще и сигнал к тому, что кинематограф о них не забыл – и таких историй скоро станет больше. В общем эпохальный фильм; легкомысленно его пропускать.


«Мысленный волк»

Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Фото: пресс-служба

То ли психологический триллер, то ли религиозный хоррор от Валерии Гай Германии, когда-то снявшей фильм «Все умрут, а я останусь» и сериал «Школа», а потом словно бы растворившейся в воздухе. Но все эти годы Германика просто копила материал: исследовала собственное материнство, вела передачу на православном телеканале, читала труда богословов. И вот результат: короткий, яркий, местами страшный, местами смешной и абсолютно непостижимый фильм о женщине, ее дочке и малютке-внучке, идущих ночью по лесу. Каждая из трех героинь пытается контролировать всех остальных, изощреннее всего это получается у старшей, роль которого блистательно играет Юлия Высоцкая (к слову, на последнем «Кинотавре» многих удивило, что ей не достался приз за лучшую женскую роль). Молодая бабушка придумывает для дочери психологическую ловушку: уверяет ее, что и в кромешной тьме леса, и в молочном тумане вокруг их дома на хуторе Небылое (почти Неверленд!) прячется огромный волк. И этот монстр чует, когда в него верят – а все героини в него верят. Опус Германики все трактуют по-разному: в нем легко разглядеть и сделанный с остроумием Тома Стоппарда парафраз «Красной шапочки», и проведенный в духе «Антихриста» Ларса фон Триера сеанс семейного психоанализа, и ироничное прикосновение к религиозной философии, и даже манифест русского феминизма. А автор, скорее всего, вкладывала в фильм что-то совсем другое. Ну и неважно. Главное – то, что такие разночтения бывают лишь с по-настоящему интересными, удачными и злободневными фильмами. «Мысленный волк», выходит, из их числа.


«Малефисента: Владычица тьмы»

Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Фото: WDSSPR

Вторая часть современной сказки о том, что классические сказки врут, в поговорки про то, что семью не выбирают, яблоко от яблони падает недалеко, а пригодиться нужно там, где родился, придумали тираны – хоть бы даже и из благих побуждений. В этой серии юная Аврора (Эль Фаннинг) влюбляется в прекрасного принца из соседнего королевства, а любящая, но не доверяющая ей мачеха Малефисента (Анджелина Джоли) не выдерживает знакомства с родителями жениха. Потому что его мать (волшебная Мишель Пфайффер; впрочем, роль ведьмы в фэнтези по роману Нила Геймана «Звездная пыль» у нее была интереснее) явно настроена на то, чтобы развязать войну между людьми и сказочными народами. Вторая «Малефисента» способна многое дать детям, но для взрослых этот красочный и поучительный фильм будет немного скучноват. И дело не в том, что он не затрагивает серьезные темы (эта «диснеевская сказка» критикует и родительскую сверхопеку, и информационные войны между странами, и ксенофобию, и даже концепцию глобальной конкуренции) – просто авторы, как и все мы, не знают, как все эти проблемы решить.


«Зеленее травы»

Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Фото: Russian World Vision

Комедия ужасов с нашей любимой полуночной программы фестиваля Sundance – приюта всего самого странного, эксцентричного, радикального и вычурного, на что способно американское кино. Вот и в этом фильме идеальный американский пригород, напоминающий рекламный буклет середины прошлого века, превращается в арену для сюрреалистического кошмара. А все потому, что две соседки, соперничая за звание самой добродетельной и успешной домохозяйки, готовы дойти до настоящих жертвоприношений. И даже использовать как оружие и мишень собственных детей. Отталкивающий и в то же время притягательный театр абсурда.


«Джуди»

Уже в кино: «Джуди» с Рене Зеллвегер, новый фильм Валерии Гай Германики и еще 3 премьеры

Фото: «Парадиз»

Биографический фильм о Джуди Гарленд – певице и актрисе времен, когда история Голливуда писалась раскаленным золотом, а главной американской скрепой были не «Мстители», а «Волшебник страны Оз», в котором и прозвучала знаменитая песня Over the Rainbow. Но события «Джуди» разворачиваются уже на закате жизни Гарленд – и грех так писать, но зрителю, не знающему, как звезда ушла из жизни, фильм доставит гораздо больше эмоций, чем всем остальным. Структурой и интонацией картина похожа не столько на размашистые голливудские байопики, сколько на тонкие европейские кинобиографии – например, недавние «Три дня с Роми Шнайдер». Но в целом сценарий фильма, увы, предсказуем и конвенционален – зато давно не получавшей ярких ролей Рене Зеллвегер удается возвысить эту простую историю настолько, что ее, хочется верить, заметит и одобрит настоящая Джуди Гарленд. Ведь она все еще где-то там, за радугой; иначе и быть не может.

Егор Москвитин

17 октября