Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Профессионал клубных танцев Виктор Майклсон – об эволюции электроники, магии диджейства и самых душевных рейвах Москвы, где он будет тусить в этот и следующий уикенд сам и всем советует.

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Polaris/East News

И все-таки, как ни крути, главные люди на рейве – это музыканты. Орги, промоутеры, фейсконтрольщики – важные люди, но идем мы именно на музыкантов. В сущности теперь у электронных артистов все как у людей: промо, фанаты, рейтинги, хайп и так далее. Но это сложилось не сразу. Первоначально электронные музыканты жили отдельной жизнью: их известность, а потом и славу подогревал исключительно word-of-mouth (по-нашему, «сарафан»), Rolling Stone писал о них, как о недоразумении, приличные люди обходили стороной. Концерты – они же рейвы – проходили на окраинах, в полузаброшенных промышленных помещениях. На них ходила молодежь, часто совсем тинейджеры (кстати, это было одной из причин гонений: в Штатах нельзя продавать алкоголь людям до 21 года, и это строго, а на рейвах продавали, часто без лицензии, пускали туда по флайерам, не проверяя документы). Но публика выросла, ей захотелось больше комфорта, и электронные музыканты сменили площадку. Теперь диджеи любят выступать в ночных клубах, и хотя вечеринки мы по традиции называем рейвами, честно говоря, от внешней атрибутики рейва в них осталось немного.

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Marius Serban

Первоначально электроника была отдельной, чистой от внешних воздействий. Но музыканты «живых» инструментов, вокалисты начали присматриваться к суровой и бескомпромиссной культуре ангаров и подвалов, и вскоре появилась музыкальная эклектика – инструменталисты и вокалисты вставали рядом с диджеями за стойку, и получалось нечто концертное. Чистота жанра и бескомпромиссность несколько потеснились.

Тем не менее отдельные промопроекты (например, Monasterio) по-прежнему работают с чистым жанром и не допустят на свою сцену вокалиста или саксофониста. Некоторые промогруппы (Mutabor, в частности), наоборот, стараются расширить свой репертуар и в нерейвовые дни тут можно услышать замечательных современных музыкантов. Так называемая академическая музыка в ее наиболее прогрессивном изводе прекрасно чувствует себя среди застывших навеки силовых машин «Мутабора».

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Mutabor/Facebook

Глядя на записи выступлений ведущих диджеев, поражаешься, как один музыкант справляется с таким обилием «инструментов» – клавиатур, пультов, вертушек. Работа диджея кажется магией, мистикой! Я очень люблю танцевать прямо у пульта и наблюдать вот это священнодействие. Как-то один приятель целую ночь учил меня играть, и я понял, что это достижимо. Даже немного расстроился, как ребенок, которому скептичный папаша разъясняет фокус после магии в цирке. В принципе, арсенал современного диджея позволяет издавать любые звуки. Повторюсь: любые! И все же стремление расширить диапазон инструментов, ритмов, звуков всегда есть у настоящего артиста. И электронные музыканты пишут музыку для фильмов, делают электронные версии альбомов и коллаборации.

В 2013 году я несколько недель ходил, не в силах избавиться от магии «Икры» – альбома Ильи Лагутенко, написанного совместно с Андреем Ойдом, диджеем, электронным музыкантом. Музыка была магической силы, достойным партнером текста и голоса Ильи. И это была абсолютная электроника. А пару лет назад гениальный электронный музыкант Давид Август выпустил релиз – он исполнял свою «Симфоническую поэму Х» вместе с Дойче Симфони (Немецкий симфонический оркестр Берлина. – Прим. ред.). Записывались они в Boiler Room Berlin – а где же еще? А этим летом Август приезжал в Москву и после его выступления я спрашивал ошалевших меломанов: что это было? Техно? Хаус? Минимал? И они мотали головами: непонятно, но как же круто! Жанры размываются, размываются по-крупному.

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Trent Haaland

Не так давно меня осенило – я понял, что мне напоминает классный DJ-сет. Вот начинается с голого ритма, добавляется тепла, инструментов, сэмплов, дело идет к коде, но еще до коды подспудно и все явственнее – новый ритм, новая мелодия. Красивый переход, ты ждешь его с замиранием сердца – именно в переходах мастерство. Минималистичный или цветастый – и врывается новая тема.

На что это похоже? На классику – ну нет, там все предсказуемо, и наслаждение там другого рода, оно не в предчувствии, а в аранжировке, звучании инструмента. Рок – тоже нет. Конечно же, это похоже на джаз – именно там мы ждем, когда из хаоса звуков нам вдруг благосклонно дадут две-три ноты, и мы подпрыгнем от восторга узнавания: Summer Time... And The Living Is Easy! Неслучайно именно про джаз говорилось: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Джазовый солист, особенно тот, кто глаза в глаза с публикой (саксофонист, трубач, певец), – это крысолов из Гаммельна, он вводит нас в транс и может дальше повести куда угодно. Настоящий электронный музыкант такой же демиург, священнодействующий за алтарем электронного пульта. Многие диджеи не поднимают от пульта глаз, кажется, что они не видят и не слышат нас. Впечатление обманчиво – они управляют священнодействием, ритуальным танцем во имя… кто бы знал, во имя чего.

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Jinsoo Choi

Один из моих клубных друзей, работавший в некой организации под названием Главное управление собственной безопасности, как-то рассказал мне, что его начальство поощряет молодых офицеров учиться диджеить и выступать на рейвах – по их мнению, это научит молодежь управлять массами людей. Вот уж тонкое наблюдение!

Но хватит философии и воспоминаний. Неожиданное бабье лето в октябре – вполне себе повод потусить.

Начну с долгожданного: наконец-то мне разрешил написать пару слов о совершенно уникальном проекте Саши Моисеенкова. Без рекламы, только на собственном энтузиазме и обаянии Саша собирает, наверное, самые душевные рейвы в Москве. Унаследовав лучшую публику и атмосферу «Крыши мира» и «Ванильного ниндзи», Саша повел нас дальше. Впрочем, приходите и сами убедитесь – в пятницу, 18 октября, Саша приглашает в ЦДЛ (да-да, туда, где дубовая ложа, спускаясь из которой сломал ногу Николай Романов, будучи наследником престола, но это совсем другая история).

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Mutabor/Facebook

В «Мутаборе» в эту же пятницу, 18 октября, – совместная вечеринка проекта HIGH и фестиваля Epizode. На официальном pre party фестиваля выступит Dixon. Будет круто! Билеты пока что – по 2 000, но будут дорожать!

В эту же пятницу – Limited edition в «Газгольдере». Давние друзья, пойду обязательно: ужасно приятно подойти к диджейке и поздороваться с мастером за пультом – не тщеславия ради, а подбодрения для. Билеты – по 1 500 рублей.

19 октября там же нас развлекает мальтийская звезда Max Ruby. Билеты – по 1 500 рублей.

Тоже 19 октября, в субботу, на «массовые пляски на фоне зеленых холмов курской» приглашает проект РЭД. Пляски под провокационным названием BOLLYWOOD состоятся в клубе Deficit. Вход свободный!

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Gazgolder/Facebook

И еще: Popoff Kitchen – тоже в субботу, 19-го, в клубе Dissident. Билеты: Friendlist – 700, остальным – 1 000 рублей. Вечеринка будет посвящена диско, ведь считается, что вся электроника пошла оттуда.

В перерыве между выходными рекомендуется много гулять по паркам и бульварам, наслаждаясь буйством красок осенних листьев. Такой эстетический детокс – очей очарование!

В пятницу, 25 октября, в Special Music Sessions состоится Very Special Music Session – ребята привозят мегазвезду, властителя дум и ушей – Oliver Koletzki! Билеты – по 1 700–2 500 и 5 000 рублей. Это пропустить нельзя!

Магия диджеев и главные рейвы на две недели

Фото: Jacob Morch

Опять же, 25 октября, в пятницу в «Газгольдере» – Applique. Тоже родные и тоже ну не имею права пропустить. Билеты, кстати, по 1 000 – для «Газа», считай, даром!

Ну и наконец последний удар под дых (я к тому, что затаил дыхание): 25 октября клуб Community Moscow в рамках их чудесного фестиваля Radi Mira i Lubvi привозят (о, май гот!) Яна Блумквиста! Билеты – по 1 750 (а вы как хотели?).

Если останутся силы – 26 октября в «Мутаборе» шоукейс румынского фестиваля Sunrise, очень популярного среди московских меломанов (не только потому, что в Румынию съездить дешево). Билеты – 1 200 рублей.

Выбор за вами!

Виктор Майклсон

18 октября