Как одеваться экологично: 4 истории сознательных модников

Знаете ли вы, что, покупая очередную футболку на распродаже, мы вносим личный «вклад» в глобальное потепление: fashion-индустрия находится на втором месте по уровню загрязнения окружающей среды, уступая только нефтегазовой промышленности. Но отказываться от модной одежды и аксессуаров вовсе не нужно: вместо новых вещей можно радовать себя винтажными, переделанными или изготовленными из переработанных материалов. Поговорили с москвичами, которые придерживаются концепции осознанного потребления и остаются стильными, не нанося вреда экологии.

Марина Чуйкина и Татьяна Лягера, основательницы Vintage marketplace

Знаменитости всегда выискивали «бриллианты» среди винтажа – взять тех же Пати Смит или Кейт Мосс. Модельеры отправлялись на «блошки» за идеями, а самые классные стритстайл-образы молодежи в духе 80-х и сейчас формируются из вещей бабушек или находок из секонд-хендов. В общем, любовь к винтажу – глобальный тренд с приличной историей, и сейчас мы наконец в него вливаемся.

Vintage marketplace появился три года назад как площадка для встречи посетителей с самыми классными винтажными проектами. Мы доказываем, что вещи с историей – это не только можно и правильно с точки зрения экологии, это еще и редкое качество по приятной цене. Наши с Татьяной гардеробы на 90 процентов состоят из винтажных вещей или современных, но переданных нам подругами, родителями. Моя любимая находка – классический тренч с мужского плеча, невероятно благородной ткани и кроя, в нем я чувствую себя принцессой Дианой.

В погоне за новой, порой совершенно ненужной безделушкой мы поддерживаем бизнес, нерационально расходующий природные и человеческие ресурсы. В общем если вы задумались о правильном с экологической точки зрения шопинге, то лучше всего два варианта: повторное потребление (винтажные магазины и секонд-хенды) или локальные дизайнеры – причем желательно, чтобы и ткани были местные, потому что это обеспечивает уменьшение выбросов углерода от их транспортировки.


Елена Золотова, основательница бренда купальников из переработанного пластика Bondi

Если мы продолжим производить и покупать одежду в том же темпе, у нас не будет никакого шанса выжить на этой планете. И, к сожалению, это не попытка кого-то запугать, а правда.

Изначально, задумывая проект Bondi, я хотела показать, что женщины любых форм и размеров прекрасны. Все устали от идеализаций в инстаграмах, ретушированных и отфотошопленных изображений – словом, фейка. Но когда мы уже разработали дизайн первой коллекции и начали искать производство по пошиву купальников в России, столкнулись с кучей сложностей. Решили рассматривать возможность разместить мастерскую в Индонезии.

Когда я прилетела на Бали, то пришла в ужас, потому что своими глазами увидела километры мусорных пляжей: пластик был всюду. Начала искать информацию на эту тему и наткнулась на фильм «Грязные тайны мира моды» BBC. Стало страшно от того, что до этого момента я вообще не догадывалась, насколько fashion-бизнес отравляет окружающую среду. После этого я приняла однозначное решение сделать свою марку экоответственной.

Ткань, из которой шьются наши купальники, производится из рыболовных сетей, пластиковых бутылок и прочего мусора, который волонтеры вылавливают из океанов. Затем он проходит сортировку, очистку и перерабатывается в гранулы, а уже из них при температуре свыше 300 градусов производят волокно эконил. Это регенерированный нейлон, который обладает всеми свойствами оригинала, но отличается тем, что для его производства не нужна нефть.

Каждый из нас сегодня может быть «сознательно модным». Первое, что нужно сделать, – сократить потребление, осознанно покупать вещи. Может быть, одежда, которая кому-то разонравилась или больше не нужна, подойдет вам. Повторное использование продлевает жизнь вещам и не наносит вреда окружающей среде. Так можно будет сэкономить миллионы литров воды в год, снизить использование токсичных химических веществ, уменьшить выбросы углерода.


Ольга Толмачева, основательница бренда экошуб Don't Speak

В какой-то период жизни я столкнулась с острым желанием одеваться и существовать так, чтобы приносить как можно меньше вреда окружающей среде. В мире, где все больше дешевых и никому не нужных вещей, страдают все: начиная с сотрудников фабрик, которые в нечеловеческих условиях производят дешевую одежду, и заканчивая животными, которых убивают ради модных шуб.

Но так как я люблю мех, задалась целью купить экошубу. Это оказалось не так-то просто. Во-первых, выбор невелик, во-вторых, носить на себе синтетику, например, «под норку», мне не хотелось. Знакомые бы не поняли, да и в интернете много пишут, что искусственные шубы недостаточно теплые и в них плохо «дышит» тело. В итоге приходилось обходиться обычным пуховиком.

Но вскоре мы с партнером нашли материал на основе 100%-ной шерсти. Носить теплую, уютную и очень красивую шубу, ради которой не пострадал ни один зверь, очень приятно. А еще они могут быть потрясающих цветов. В этом году у нас есть коралловый, бордо, кэмел и очень красивый бутылочный.

Некоторых сложно убедить, что шерсть – это действительно этичный материал. Просто не все знают, что, в отличие от своих диких собратьев, одомашненные овцы обрастают таким слоем шерсти, который они уже не в состоянии скинуть самостоятельно. И в таком контексте шуба из стриженной овечьей шерсти – хорошая альтернатива, мост между натуральным и полностью искусственным мехом.


Игорь Андреев, стилист, основатель марки вязаных вещей «Верея»

Как одеваться экологично: 4 истории сознательных модников

Фото: Игорь Андреев/Instagram

Сейчас такое время, когда мода стала рупором прогрессивных идей, в чем-то выполняя функцию передовых СМИ: через нее до людей доносится огромное количество информации, о которой раньше не задумывались, – будь то феминизм, проблема гендерного или расового неравенства. То же касается и экологии. Практически все модные журналы выпускают съемки на эту тему, делают обзоры. Разные бренды типа H&M, Uniqlo организовывают пункты по приему старой одежды. И все идет к тому, что потребление становится более разумным. Если раньше из известных дизайнеров, пожалуй, одна Стелла Маккартни «топила» за экологию, то теперь это доходит до широких масс.

Я люблю новые вещи: всегда круто купить хорошую и качественную одежду или аксессуар, который годами будет с тобой. Но совершенно не понимаю, когда люди сметают в магазине все, что видят, и потом это не носят. Когда я только начинал работать в моде, у меня был похожий синдром: было ощущение, что мне нужно все! Когда шкаф для одежды уже не закрывался, сказал себе: «Игорь, тормозни». Раздал лишнее друзьям, оставил себе только самые любимые вещи. Наверное, главный мой фаворит – тренч, который я купил в Wood Wood лет семь назад. Я в нем ходил и за грибами, и на модные показы, и за хлебом, и в клуб.

До «Вереи» я делал маски из природных материалов, обувь из дерева – была такая максимально экоистория. Потом забросил все это дело, но в прошлом году у меня появилось свободное время, и я начал очень-очень-очень много вязать. Но не очередной свитер, а, скорее, арт-объект – вещь, которую точно будет жалко выкинуть, которой будешь дорожить. Я понял, что то, что я создаю, очень сильно отличается от классической вязки, которая ассоциируется с нашими бабушками, и решил пойти дальше – сделать показ и запустить свой бренд. Правда, мой бренд не про одежду, а, скорее, про восприятие себя. Но в любом случае вязаные вещи и любой hand-made – хороший шаг в сторону разумного потребления. Ведь это не только про то, что нужно покупать вещи, которые перерабатываются и изготовлены из экоматериалов. Перешитые вещи из маминого гардероба, бабушкиного сундука тоже про это.

Одна из моих любимых вещей из первой коллекции «Вереи» – платье, которое я сделал из джинсов Levi’s. Не из новой пары, а той, которую сдали на переработку. Раньше считалось, что, если вещь порвалась, нужно ее выкинуть. Я никогда не стыжусь, когда у меня где-то что-то заштопано. Вопрос в том, как ты себя позиционируешь, как несешь себя в этот мир и как ты себя непосредственно чувствуешь в той или иной вещи.

Ольга Распопова

22 октября