Старая волна: кто еще из звезд 1990-х потенциально может стать новой Кадышевой
Принято считать, что у каждого поколения свои кумиры, любимые песни, музыка. Но почему Катя Лель, Надежда Кадышева, Татьяна Буланова — звезды 1990-х — вдруг резко стали набирать популярность среди молодежи? Причем артистки «рвут счетчики» благодаря не новым хитам, а песням, выпущенным 20, а то и 30 лет назад, как в случае с песней «Течет ручей» 1995 года. А цена билетов на концерты Кадышевой и вовсе доходит до 60 тысяч рублей.
Музыкальный обозреватель Владимир Полупанов попытался разобраться в этом феномене, а заодно спрогнозировать, у кого из ныне здравствующих артистов родом из 1990-х такой же потенциал и кого из них ждет похожая судьба.
Запрос на свое, корневое, понятное
Вышеперечисленные певицы состоялись во времена, когда не было ни соцсетей, ни интернета. Клипы и концертные записи, снятые в 1990-е, нынче смотрятся архаично и редко попадают в поле зрения молодых пользователей интернета. А поскольку свои главные хиты артистки спели много лет назад, для молодых россиян их старые песни сегодня звучат как новые. Молодежь, слушая музыку родителей, бабушек и дедушек, попадает в портал другого измерения. Ушлые промоутеры и организаторы сборных концертов и фестивалей все чаще стали рекрутировать наряду с молодыми артистами звезд прошлых лет, осознав, что на этом можно неплохо заработать, на это есть спрос.
Катя Лель — «Мой мармеладный»
Новые кумиры часто исполняют треки, в которых нет запоминающейся мелодии, больших смыслов, души. Трек вроде бы по структуре песня (куплет-припев), но не совсем. А репертуар Кадышевой, Лель, Булановой, особенно на фоне агрессивной примитивной музыки, часто с обсценной лексикой, — это преимущественно песни, которые можно напеть, послушать в семейном кругу. Они наивные, простые, романтичные, из серии «и чувства добрые я лирой пробуждал». Если грусть, то светлая, есть радость, то с легкой грустинкой. В них нет безнадеги, как в большинстве современных хитов.
Масса рилсов, записанных под шлягеры прежних лет, гуляет и вирусится на просторах соцсетей, условного тиктока, порождая модный тренд и продлевая жизнь песне. От таких вирусных «видосиков» на душе теплеет, улучшается настроение и понижается уровень тревожности. Кроме того, появился и запрос на русское, свое, родное, понятное, корневое.
Музыка советских композиторов (в диапазоне от Зацепина до Пахмутовой), обруганная, презрительно называемая «Совком» в 1990-е годы, сегодня тоже становится модным трендом.
Взрослые музыканты, воспитанные на западной музыке, и те признают, что советская эстрадная классика ничем не хуже песен The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple и далее по списку.
Кто следующий?
Сложно прогнозировать, кто из звезд прежних лет окажется на гребне новой волны популярности. Как никто из профессионалов не знает формулу хита, точно так же никто не может объяснить, почему вдруг та или иная песня, написанная много лет назад, выстреливает, вязнет в сознании и становится вирусной. Тем не менее, логически мысля, попытаемся предсказать, кто из артистов может пережить новый виток популярности и почему.
Андрей Губин ярко начинал музыкальную карьеру, написав массу универсальных (для всех возрастных групп) хитов в 1990-е. По нему сходили с ума миллионы поклонниц. Молодой, успешный, симпатичный, талантливый, холостой. Да и сегодня, когда артист ушел в тень и живет жизнью затворника из-за болезни, на него и его песни есть большой спрос.

Денисов Роман/ТАСС
Он получает неплохие авторские. А это значит, что его песни звучат, их перезаписывают, используют в рекламе. В прошлом году на фестивале «Новая волна» один из вечеров был посвящен творчеству Андрея — его хиты пели другие артисты.
Сам он на сцену не вышел, присутствовал в зале в качестве почетного гостя. Пожелай он этого сейчас, думаю, за это с удовольствием ухватились бы промоутеры, понимающие, что на песни Губина есть спрос. Но Андрей, сам мне в этом не раз признавался, на сцену в качестве артиста больше не выйдет (нет желания из-за болезни), как и не напишет больше таких хитов («Девушки как звезды», «Птица» и другие), которые есть в его арсенале. Он мне показывал заготовки новых — ни одна из них не тянет на потенциальный шлягер. Но, как часто говорят артисты, «новые песни пусть пишет тот, у кого старые плохие». А у Андрея хороших много. И новый виток популярности, как мне кажется, у них обязательно будет, кто бы их ни исполнял.
Игорь Корнелюк, как и Губин, является автором-исполнителем. Но в последние годы стал редко выступать как певец, сосредоточившись на студийной композиторской работе. Его интересы сегодня — это музыка для кино. Любой взрослеющий композитор, тем более в почтенном возрасте, начинает тяготеть к крупным формам. Несколько лет назад я оказался на эстрадном фестивале в Сочи, одним из участников которого был Корнелюк. Едва он появился на сцене и зазвучали первые аккорды его песни «Подожди», зрители повскакивали с кресел и пустились в пляс. Его песни помнят, знают, любят. В ноябре ему исполнится 63 года. И у него самого и его песен есть все шансы обрести второе, если не третье дыхание. Недавно 47-летний композитор и продюсер Денис Ковальский рассказал мне, что они с Корнелюком готовят совместную работу, и обещал, что это будет бомба. Новые песни часто являются триггером для внимания к старым.

Юрий Белинский/ТАСС
Дуэт «Кар-мэн» в 1990-е состоял из двух ярких артистов — Богдана Титомира и Сергея Лемоха. И в этом виде просуществовал не так долго — всего пару лет. Титомир ушел в сольное плавание в 1991-м и вплоть до 2000-х был гораздо популярнее сохранившего за собой название Лемоха, выступающего сегодня с двумя-тремя танцорами. Однако нынче Car Man (пишется по-английски) продолжает концертную жизнь, хоть и не такую бурную, как в лихие 1990-е. А Титомир ушел в тень. Время от времени Богдан выступает в качестве диджея, продолжает выпускать новые треки и работает, по его словам, в стиле техно-шансон.

Олег Булдаков/ТАСС
От былой популярности и у того и другого остался разве что след. Вернуть ее можно, если парни решат воссоединиться и как следует тряхнуть стариной. Думаю, что спустя десятилетия прошлые обиды друг на друга канули в Лету. И публика с удовольствием пойдет на концерт-реюнион двух талантливых артистов и с удовольствием позажигает под хиты «Чио-Чио-сан», «Чао, бамбино», «Париж». А «Лондон, гудбай» и вовсе звучит как никогда актуально.
Светлана Владимирская также вспыхнула яркой звездой в начале 1990-х, записав песни Виктора Лукьянова «Мальчик мой», «Дави на газ», «Пусть длится ночь» и другие. Но в 1998-м оставила сцену и переехала вместе с мужем — продюсером Марком Большим в Красноярский край. Уже много лет она живет с другим супругом Владимиром в деревне Петропавловка, где до недавнего времени базировалась религиозная секта.

Виталий Иванов/ТАСС
Владимирская ведет деревенский образ жизни, у нее большое хозяйство и собственное кафе, в котором она время от времени дает концерты. Правда, песни, которые сегодня исполняет певица, все больше на религиозную тему. Уверен, выйди она сейчас на большую сцену со старым материалом, интерес к ней будет большой. Когда публика долго не видит любимого артиста, она начинает по нему сильно скучать.
Группа «Мираж» и сегодня продолжает концертную деятельность, но прежнего размаха и популярности у нее нет. Песни Андрея Литягина, написанные еще в 1980-е, имеют большой запас прочности, и рано или поздно произойдет очередной всплеск интереса к ним. Не исключаю, что какое-нибудь трагическое событие послужит тому причиной. Под «Мираж» в 1980-е и 1990-е танцевали мы все, кому сегодня 50+. И наши дети обязательно распробуют эти песни на вкус. И тогда у группы случится очередной гастрольный чес, интерес публики и СМИ — к гадалке не ходи.

Евгений Стукалин/ТАСС
Текст: Владимир Полупанов
Читайте также
26 августа




