Спектакли в Москве: самые ожидаемые премьеры нового театрального сезона
Наконец начался театральный сезон. Смотрим на Юру Борисова в МХТ, «Общагу-на-Крови» Алексея Иванова и биографию Чуковского в исполнении Данилы Козловского. Собрали главные премьеры московских театров: не у всех известна точная дата, некоторые выйдут осенью, некоторые — зимой.
«Буря»
Театр имени Пушкина

Teatrpushkin.ru
Многострадальная постановка Николая Рощина по одной из последних пьес Шекспира должна была выйти еще под занавес прошлого сезона. Но премьеру переносили и переносили, спектакль дорабатывали и дорабатывали. Театралы же с нетерпением ждали новых ролей своих любимцев — Александры Урсуляк и Владимира Майзингера и строили конспирологические теории: «Вдруг запретили, вдруг ничего не будет?» Но худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев постановил: «Буре» быть в сентябре, так что поклонники новой сценической выразительности Николая Рощина смогут увидеть его исследование природы преступления, мести и всепрощения.
«Чуковский»
Театр Ермоловой

Предоставлено пресс-службой
Данила Козловский возвращается на драматическую сцену не в Петербурге, как этого можно было бы ожидать, а в Москве. В Театре Ермоловой он сыграет в байопике про знаменитого детского писателя. Режиссером постановки стал Савва Савельев, который уже выпустил с Козловским хитовую музыкальную постановку Frank, исколесившую полмира. Теперь пришло время отрефлексировать другую тему — обратную сторону славы и всенародной любви. И фигура Корнея Чуковского для этого подходит как нельзя лучше. Самоучка, рожденный при Александре III, друг Маяковского, Блока и Ахматовой, исследователь Некрасова и переводчик великого американского поэта Уитмена, отец четверых детей, потерявший при жизни троих из них, — каким он был не на страницах книг, журналов и газет, а в реальной жизни?
«Обыкновенная смерть»
Театр наций

Предоставлено пресс-службой
Режиссер Валерий Фокин и актер Евгений Миронов впервые встретились в репетиционном зале в далеком 1995 году. И первая же их постановка — «Карамазовы и ад» в «Современнике» имела оглушительный успех. Это была большая театральная удача Миронова, которому на тот момент как воздух нужна была неожиданная и яркая роль. Следом они с Фокиным выпустили еще три постановки и фильм «Превращение» по мотивам одноименной повести Франца Кафки, а потом не пересекались в творчестве более 20 лет.
И вот — спектакль, в основе которого повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», считающаяся одной из вершин мировой психологической прозы. В ней Лев Николаевич во всех подробностях показывает не только процесс ухода человека из жизни, но и нравственное возрождение его души.
«Анна Каренина»
Малый театр
Худрук новосибирского театра «Красный факел» Андрей Прикотенко продолжает попытки завоевать столицу. Ни «Опера нищих» в Театре сатиры, ни «Турандот» в Театре на Бронной, ни «Бовари» в Театре наций успеха у зрителей не снискали. При этом гастроли спектаклей «Красного факела» стабильно собирают аншлаги и восторги критиков. Мистика какая-то! Как будто город на семи холмах не принимает одного из самых ярких учеников профессора Фельштинского. Но все может измениться после «Анны Карениной» в Малом театре, ведь пару лет назад Прикотенко взял курс на классику и значительно в этом преуспел. Его «Бесы» и «Мертвые души» — это не только интеллектуальное, но и эстетическое зрелище.
«Макбет»
Театр Моссовета
У Андрея Кончаловского нелегкая задача — подбирать материал для постановок таким образом, чтобы одну из главных ролей играла его жена Юлия Высоцкая. Годы идут, круг сужается, и пришло время шекспировского «Макбета». Нет никаких сомнений, что в этом спектакле Юлия будет чудо как хороша, потому что Андрей Сергеевич, как никто другой, умеет эффектно подавать ее сильные актерские стороны. Да и партнер у Высоцкой прекрасный — Евгений Ткачук. Его темной мужской энергии с лихвой хватит, чтобы создать хрестоматийный шекспировский образ, режиссеру останется только задать правильный вектор роли.
«Молодость все простит»
Театр на Таганке
В случае с режиссером Александром Карпушиным, похоже, начинает действовать правило, что количество переходит в качество. Его «Каренина» с Дарьей Авратинской в главной роли уже стала поводом для серьезных разговоров в среде театралов и критиков. На подходе — сценическая версия романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови».
Карпушин планирует создать своеобразный триптих, решив каждую из частей в своем театральном ключе, основываясь на очевидных параллелях между театром и жизнью. Зрителям предстоит вместе с молодыми героями спектакля научиться трезво смотреть на мир и избавиться от инфантильных иллюзий.
«Игра интересов»
РАМТ
Худрук РАМТа Алексей Бородин поражает своим творческим долголетием. Он ставит спектакли на этой сцене уже 45 лет и с годами не сбавляет оборотов. Его новая работа — гибрид двух пьес: испанского фарса «Игра интересов» и английской драмы «Конец пути». Автор одной — Нобелевский лауреат по литературе Хасинто Бенавенте-и-Мартинес, другой — ветеран Первой мировой войны Роберт Шеррифф. Их художественные приемы не схожи, но именно из контрапунктов Бородин выстраивает свое философское размышление о жизни в эпоху глобальных перемен. И в этом нет никакой стариковской назидательности, только печальный и ироничный взгляд взрослого человека на вечные темы добра и зла.
«№ 13 Т»
Театр Олега Табакова
Владимир Машков продолжает перелицовывать свои прежние театральные хиты. На этот раз под его тяжелую режиссерскую руку попала легендарная комедия «№ 13» по пьесе Рэя Куни, которая в оригинале называется Out of Order. Первые две версии шли на сцене МХТ имени Чехова. В одной главную роль играл Евгений Миронов, а во второй — Игорь Верник. И эти постановки имели большой кассовый успех, а именно этим очень гордился прежний худрук МХТ Олег Павлович Табаков. Однако с годами спектакль настолько обветшал, что Машкову уже было больно на него смотреть, и он уговорил коллег закрыть «№ 13» у себя и тут же придумал, как перенести постановку на сцену Театра Табакова. Задача эта не из легких. В труппе Машкова сейчас нет ни своего Верника, ни тем более Миронова, так что кому-то достанется роль на вырост.
«Невиновный»
Театр сатиры
Мы знаем Игоря Миркурбанова как прекрасного артиста, а с прошлого сезона он утвердился на московской сцене еще и как режиссер. После двух спектаклей на сцене «Ленкома» Игорь Витальевич пошел за новыми впечатлениями в Театр сатиры. Здесь он поставит комедию «Невиновный» австрийского драматурга Фрица Хохвёльдера, довольно популярную в Европе, но совершенно неизвестную в России. В ней слышатся и отголоски библейского сюжета про Каина и Авеля, и эхо Второй мировой войны. Главная интрига строится вокруг скелета. Нет, не в шкафу, а под розовым кустом в саду. Но эта находка рушит размеренную и благополучную жизнь семьи как карточный домик. Главную роль в соответствии со всеми канонами новой сатиры играет Евгений Герасимов.
«Гамлет»
МХТ имени А. П. Чехова
Константин Хабенский изо всех сил старается выдерживать баланс между попсовыми спектаклями вроде недавней премьеры «Кабалы святош», в которой главная приманка — Николай Цискаридзе в роли Людовика XIV и роскошные костюмы Игоря Чапурина, и авторскими высказываниями модных режиссеров. Каковым, безусловно, будет «Гамлет» в постановке Андрея Гончарова.
Этот режиссер известен своим умением вплетать в классические тексты современную музыку, актуальный философский контекст и работать с артистами так, что их существование на сцене имеет максимальную притягательность для публики. А в том, что его версии шекспировской трагедии будет сопутствовать небывалый ажиотаж среди критиков и театралов, нет никакого сомнения, ведь главную роль исполнит Юра Борисов, которого хотели многие режиссеры, а заполучил Гончаров.
«Репетиция оркестра»
«Ленком»
Если кто-то забыл, то многострадальный «Ленком» объединили с Центром драматургии и режиссуры и обоими театрами теперь руководит Владимир Панков, создатель и пропагандист собственного театрального стиля — SounDrama. Чтобы соединить обе труппы, он придумал поставить масштабный спектакль, соединив в нем сюжет фильма Федерико Феллини «Репетиция оркестра» и биографию легендарного худрука «Ленкома» Марка Захарова.
Цифры, которые приводит Панков, поражают воображение. В спектакле будут заняты 100 человек — 80 драматических артистов и 20 музыкантов симфонического оркестра. Звучит многообещающе и очень похоже на то, что у некогда очень популярного театра начинается новая, светлая страница в истории.
Текст: Максим Андриянов
06 сентября



