Blazar 2025 — как смотреть арт-ярмарку
Ярмарка молодого искусства Blazar идет с 10 по 14 сентября в Музее Москвы. Показывают работы молодых художников, главная фишка — открытие новых имен и талантов. Если вы коллекционер, эта статья не для вас. Мы собрались, чтобы обсудить базу — без имен и терминов, держите самый краткий (и субъективный) гид.
Обзор
Экспозицию разделили на три секции: «Цифровое искусство» (первый этаж), «Дизайн» (второй этаж) и «Искусство» (третий этаж). На площадке будут работать арт-гиды — они помогут разобраться в том, «что хотел сказать автор», но для этого нужно купить специальный билет. Советуем брать, если вам хочется обсудить увиденное, построить догадки, залезть в дебри смыслов. А если нет — на стендах художников есть QR-коды, ведущие на их сайты, и описание работ, что очень удобно. Чтобы обойти всю выставку с медиаторами, нам понадобилось приблизительно два часа.
Цифры
Проходит в шестой раз. В общей сложности показывают больше двух тысяч работ. Самая большая секция — «Искусство», здесь собрали стенды 40 независимых художников, а также свои объекты выставили 26 галерей. В «Цифровом искусстве» увидите 15 авторов, которые работают с новыми медиа и современными технологиями.
Секция дизайна
В этом году есть три главных направления. Во-первых, дизайнеры фокусируются на экологичных материалах — используют дерево, камни и прочие готовые вещи (или реди-мейды). Во-вторых, экспериментируют с материалами и их функциями, то есть придумывают уже существующим предметам новое назначение. В-третьих, обращаются к традициям, то есть используют схему «ультрасовременное + архаика».
Важно понимать вот что: большая часть экспонатов здесь работает как искусство, и они не особенно функциональны в интерьере, потому что очень хрупкие. Большая, но не всё. Например, есть кресло-качалка за 300 тысяч рублей, в основе которого — 250-килограммовый камень, который художник нашел в реке в Алма-Ате. Он еще нам фото этого места показал — красиво. Сверху — войлок, это опять же к тренду на натуральность.

Данияр Удербеков. Кресло-качалка с камнем
Или есть стулья, вдохновленные богомолом. Да, насекомым. Ну, потому что у него как бы такие ножки, и он нависает над пространством, и у него такое тельце, и он воздушный… Ладно, признаемся: мы связи так и не увидели.

Бюро Utro x Лейла Мифтахова. Стул Iris
А теперь о предметах, которые невозможно использовать в быту: вот это металлическое кресло, например. Оно на курьих ножках — помните, говорили с вами про архаику? Народные мотивы в брутальном материале завораживают. Да, красиво, конечно, но в прихожей такое не поставишь (разве что со знаком «не садиться»).

Du Buro. Кресло Cathedra
Вот вообще феерия — кресло за 900 тысяч рублей, самое дорогое, что мы нашли на выставке. Сверху — поролон, все ручная роспись, но выглядит оно, конечно, не очень удобным. И маловато, никак на нем не разложиться.

Odingeniy. Кресло-трон из серии «Яблоко»
Или стульчик из строительных уголков? Ладно, может, в гараже бы неплохо смотрелся. А если говорить серьезно — помните о том, что это все поле для эксперимента современных художников, где утилитарная функция уходит на второй план.

Секция искусства
Вначале вы попадете в раздел независимых художников — вот наш топ-3, на что обратить внимание.
Во-первых, самое дорогое, что мы нашли, — это жилет из фарфора, как бы сотканный из воспоминаний, за 700 тысяч рублей. Идея такая: каждая деталь — отдельная история, которая сплетается в единую кольчугу (или спасательный жилет), способный удержать нас на плаву. Ведь кто мы без прошлого?

Катя Забелина. На цыпочках подкравшись к себе, я позвонил и убежал
Во-вторых, нам очень понравилась Барби за 220 тысяч рублей — и в целом эта серия Free Your Mind («Освободи сознание»). Тут о женской идентичности и о том, что иногда не хочется быть этой суперважной и идеальной во всем бизнесвумен. Куклы тут стали ироничным символом наивности, освобождения. А еще это о восприятии себя и культе красоты вообще.

Xenia Grange. Mess Feelings
В-третьих, не пройдите мимо серии с надписями на картах. Тут нет какого-то глубокого смысла — что на схеме, с тем и будет связана строчка поверх нее. Почему она в топе? Согласитесь, это универсально красиво — потому что само по себе простое и легко расшифровывается (получаем быстрое удовлетворение от понимания). А еще потому, что, пока мы ходили по экспозиции, купили и унесли сразу несколько этих работ — возвращаешься сфотографировать понравившийся арт, а его уже нет.

Базелевс. Карта «Куда я жил»
Это был очень краткий экскурс, дальше — разделы галерей, и рассказывать о них сложнее. Совет: не бойтесь подходить к представителям, которые там сидят, — они будут рады рассказать о художниках, представленных у них. И за каждой фарфоровой пуговицей окажется целый манифест — на то оно и современное искусство.
Фото: Дарина Грехова. Графика из скетчбука № 8
10 сентября



