Как китайский чай покорил Москву. Прочитайте отрывок об этом

Как китайский чай покорил Москву. Прочитайте отрывок об этом

Чайный дом на Мясницкой ни с чем не перепутаешь — будто кусочек Китая посреди московской улицы. А еще он уже более 130 лет делает одно дело: продает лучший чай. За причудливым фасадом с драконами скрывается история предпринимательской смекалки, которая заставила Москву выпивать по 30 чашек чая в день.

Публикуем отрывок из книги Екатерины Поляковой и Никиты Здоровенина «Москва: 101 здание, изменившее город», которая вышла в издательстве «Бомбора».

Самый заметный дом Мясницкой автор будущего ЦУМа архитектор Роман Клейн построил в стиле китайской империи для чайной империи Перловых.

Mos.ru

Когда в конце XVIII века Перловы только начинали свой бизнес, они открыли чайную лавку в торговых рядах. Предприятие это было рискованным, но с большим потенциалом, сейчас мы бы назвали это «чайный стартап». Чай в России тогда называли «китайской травкой», его почти не пили, а православная церковь порой его вообще проклинала, наряду с кофе называя бесовским снадобьем. Но вот с открытия той первой лавки прошло всего полвека, а Белинский уже писал о москвичах: «Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

Вообще, считается, что первый чай попал в Россию в виде подарка царю Михаилу Федоровичу. Ему тогда зачем-то передали три пуда чая (примерно 48 килограммов). Что с ним делать, никто толком не знал.

Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916 год. Государственная Третьяковская галерея

Чуть позже следующему царю, Алексею Михайловичу, лечили больной живот с помощью чая. С этого дня чай внезапно приобрел репутацию «пользительной травы», лекарства. Когда Перловы открывали ту самую свою первую лавку, чай все еще колебался в своей репутации между «бесовским снадобьем» и «пользительной травой». Никто не знал, приучатся ли москвичи к новому напитку или будут по-старому пить сбитень да квас.

Но у Перловых все получилось, они стали одними из главных поставщиков чая всей страны. Им удалось приучить к напитку даже тех, кто его никогда прежде не пробовал.

Они решили продавать чай не оптом, а в небольших упаковках — так покупателям было легче его взять на пробу. Перловы также открыли свою собственную контору по закупке чая, и это позволило им снизить цену. Москвичи приходили на Красную площадь в торговые ряды, пробовали перловский чаек и потихоньку привыкали. В итоге магазины Перловых стали настолько популярны, что, когда в 1812 году Наполеон нагрянул в Москву и бизнесы остановили работу, Перловы закрыли свои лавки всего на три с половиной месяца. Москвичи уже не могли и дня прожить без чая.

Перловы стали расширять поставки. Следующей задачей для них было сохранить качество чая. Он становился все более популярным, и на российский рынок нахлынуло настоящее цунами некачественного товара. Некоторые купцы даже не гнушались продавать чай «с рогожских плантаций». Что же это значило? Собирали уже заваренный однажды чай, отвозили его в район Рогожской слободы, там его сушили, подкрашивали жженым сахаром и продавали снова за сущие копейки. И в этих условиях Перловы старались держать марку. Они продавали чай только по сортам и никогда не смешивали его. Они не ставили ограничений на объем покупки, если хотелось купить горсточку на пробу — пожалуйста.

Чай у них можно было купить и в красивых металлических коробках, такой не стыдно было подарить на именины или Рождество. У них даже получилось развить идею о том, что чай — полезный напиток, используя слоганы вроде: «Чай не пьешь — откуда силы?»

Госкаталог

Чай пили практически все и по 30–35 чашек в день. Бывали большие чаепития на много часов, но и на быстрых, когда вы просто заглянули в гости поздороваться, все равно по правилам приличия нужно было выпить два-три стакана или чашки. Если вы хотели показать, что вам уже достаточно, вы могли перевернуть чашку и на донышко положить кусочек сахара. Чай обычно пили с сахаром.

Было два способа: новички пили «внакладку», когда сахар клали прямо в чашку, а настоящие «водохлебы» пили чай вприкуску, то есть держали во рту кусочек колотого сахара во время всего чаепития. Самые большие мастера чаепития пили его «с полотенцем» — постоянно вытирая пот, ведь чай в Москве традиционно был очень горячим. Было даже такое выражение: «Чай должен быть крепким и горячим, как женский поцелуй». А барышни порой пили чай с яблочными чипсами, причем предпочтение отдавали тем, что были с косточками! Считалось, что они улучшают цвет лица и делают здоровой кожу.

К началу ХХ века Перловы уже владели 130 фирменными магазинами по всей России и за границей. И вот на гребне этой волны успеха они решили открыть самый восхитительный и необычный магазин чая в Москве. Какой же выбрать стиль? Ну, весь чай шел из Китая, поэтому, конечно, китайский! Для нового удивительного магазина на Мясницкой даже несколько скульптур привезли из Поднебесной. Дом украсили китайскими символами, журавлями, фениксами и драконами. На крыше с традиционно загнутыми вверх уголками поставили подобие маленькой пагоды.

Пораженные покупатели входили через красивые псевдокитайские двери в расписанный китайскими мотивами зал, с ними здоровались и усаживали их на шелковые пуфы или на традиционные китайские фаянсовые табуретки.

Через пару минут им подносились сорта чая для дегустации. В перерывах между дегустациями покупатели рассматривали разнообразные тюки из рисовой соломки. В них чай доставляли из Китая. Если тюки уже изучили, взгляд перемещали на произведения китайской живописи и фарфора — часть коллекции самого Перлова. О, а вот нам уже несут набор для дегустации.

Константин Алексеевич Коровин. За чайным столом. 1888

Во многом благодаря Перловым чай стал, пожалуй, главным напитком в Москве и в России. Качеством российский чай зачастую превосходил даже английский и ценился за границей. Перловы возили его караванами по суше, и он не пропитывался морской влагой.

Но вот грянула революция, и в 1918 году, словно карета в сказке «Золушка», весь чай российских поставщиков превратился в «Центрочай». Все сорта без разбора смешивали и распределяли среди населения по карточкам. Так прошел целый век. А в доме Перлова все это время продолжали торговать чаем. Это здание уникально не только своей архитектурой, но и тем, что смогло сохранить свою функцию в течение всего турбулентного и непредсказуемого ХХ века.

Ну что, еще по чашечке?


Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться