Непорочный круг ностальгии: почему мы любим пересматривать старые ситкомы
Вышли первые серии нового комедийного сериала «Няня Оксана» — своеобразного ремейка невероятно популярного в 2000-х ситкома «Моя прекрасная няня», с блогером Олесей Иванченко вместо актрисы Анастасии Заворотнюк. Почему и зрители, и продюсеры все чаще возвращаются к старому и проверенному контенту? Кинокритик Иван Афанасьев анализирует запросы аудитории и объясняет всеобщую любовь к не самым замысловатым ситкомам.

Кадр из сериала «Няня Оксана»
Согласно исследованию аналитической фирмы National Research Group (NRG), около 60% общего времени просмотра на стриминговых платформах приходится на пересмотр старых любимых шоу или просмотр «старого» контента впервые.
Проще говоря, большую часть времени зрители не смотрят что-то новое, а возвращаются к проверенному, знакомому и уютному. Это неудивительно: кто не устраивал себе марафон «Гарри Поттера» и «Властелина колец» раз в год-два или, например, не пересматривал по энному разу «Офис», «Друзей» или «Клинику»?
Почему мы пересматриваем старое
Стриминговые платформы, стремясь удержать подписчиков, постоянно пополняют свои библиотеки, и этот нескончаемый поток новинок может вызвать у зрителя так называемый паралич выбора.
В такой ситуации, когда выбор слишком велик, гораздо проще и безопаснее вернуться к чему-то знакомому, чем тратить время на поиск и просмотр того, что, возможно, не понравится. Ну признайтесь: не раз было такое, что вы заходите на стриминг — а там столько всего… глаза разбегаются, разбегаются… И убегают лицезреть то, что уже знакомо. Недаром, кстати, Чак Лорри, создатель «Теории большого взрыва», продолжает вставлять в свои новые сериалы закадровый смех, который ныне кажется устаревшим приемом. Не устаревший, а ностальгический, скажет кто-то!

Кадр из сериала «Теория большого взрыва»
Это особенно касается сериалов, ведь именно культура осмысленного смотрения многосерийного контента сложилась в 1990-х — начале 2000-х, когда и сформировалась аудитория, на вкусы которой стриминги долгое время ориентировались. В мире это такие сериалы, как «Секс в большом городе», «Клан Сопрано», «Прослушка» и так далее, в России — «Граница: Таежный роман», «Ликвидация», «Штрафбат» и, например, «Улицы разбитых фонарей». Но особенно у нас были популярны и обрели народную любовь комедийные телешоу — «Папины дочки», «Моя прекрасная няня», «Универ», «Счастливы вместе» и другие. Самое смешное, что в итоге, как известно, все эти морально устаревшие, как может показаться, сериалы сейчас запоем смотрят зумеры, а то и представители поколения альфа.
Старые сериалы — эмоциональный якорь
Они возвращают нас в более простое и понятное время. Погружаясь в просмотр «Папиных дочек», мы вспоминаем не только шутки и сюжеты, но и эпоху, когда эти сериалы только выходили. 2000-е — это время расцвета MTV Russia, российской поп-сцены, первые мобильные телефоны, интернет и «аська», PlayStation 2 и Dr. Pepper, сухарики «Кириешки» и «Орбит» в пластинках.
Это и есть ностальгия, которая неразрывно связана с ощущением комфорта и безопасности. Плюс все эти шоу часто обладают простой, линейной структурой, что позволяет расслабиться, не требуя полной концентрации, как это бывает с современными многослойными драмами или социально заряженными комедиями.

Кадр из сериала «Папины дочки»
Почему с «Няней Оксаной» не вышло?
И особняком тут стоит, пожалуй, «Моя прекрасная няня» — идеальный пример того, как простой, на первый взгляд, сюжет может создать нечто большее, чем просто развлечение. С одной стороны, это классическая история о Золушке на новый лад: колоритная девушка из Бирюлева попадает в особняк человека из высшего общества. Но за этим кроется нечто большее. Зрителей притягивает не только забавное столкновение двух миров — низового и элитного, — но и обаяние главной героини Вики Прутковской. Непосредственность, острый язык и искренность делают ее понятной и близкой каждому. Ситком ловко балансировал между комедией положений, милыми романтическими клише и важными семейными ценностями, что делало его по-настоящему теплым и уютным. Именно эта атмосфера, а также предсказуемый и успокаивающий ритм повествования, заставляют зрителя возвращаться к сериалу снова и снова, будто к старым добрым друзьям, которые всегда поднимут настроение.

Кадр из сериала «Моя прекрасная няня»
Поэтому вопрос, когда Прутковская (или ее новая реинкарнация) вернется на экраны на затухающем российском стриминговом поле 2020-х, был лишь временным. И вот он — «Няня Оксана», который изначально сравнивали с классикой. На первый взгляд, та же история: обаятельная, но прямолинейная девушка попадает в семью состоятельного мужчины. Но, в отличие от «Моей прекрасной няни», которая создавала уютную, почти театральную атмосферу (ох уж эти сериалы, которые снимают в двух-трех декорациях!) и завоевала сердца искренностью и простым юмором, «Няня Оксана» выглядит как продукт, который построен на клише. Он пытается быть динамичным, современным и смешным, но теряет главное — душевность и наивность.
Зритель, который втайне ждет того же ощущения комфорта, что и от старого ситкома, сталкивается с чем-то похожим, но без сердца, зато с широко открытым кошельком продюсера. Привлечение не актрисы Олеси Иванченко это лишний раз подчеркивает.

Кадр из сериала «Няня Оксана»
В конечном счете мы приходим к парадоксальной ситуации: продюсеры и стриминги продолжают соревноваться в бюджетах и отчитываться о рекордных просмотрах за первые дни или недели, но эти цифры не отражают истинной картины. Они фиксируют моментный интерес, хайп, который создает шумиху вокруг новинки, но не говорят ничего о том, как долго зритель задержится в этом мире. А в это время, пока один зритель посмотрел «Уэнсдэй» или очередную комедию с ТНТ параллельно с готовкой ужина и забыл, второй в очередной раз оказался в знакомом и понятном мире «Друзей» или «Моей прекрасной няни», которые никогда не предадут и не разочаруют.
И пока индустрия гонится за новыми рекордами, старые добрые, проверенные временем сериалы радуют зрителей. Такая вот кинематографическая мультивселенная с параллельными мирами, живущими отдельно друг от друга.
Читайте также
01 октября
Иван Афанасьев


