Новый «Франкенштейн» и другие воскрешения монстра: топ-5 фильмов

Новый «Франкенштейн» и другие воскрешения монстра: топ-5 фильмов

Опять Виктор Франкенштейн играет в Бога и снова проигрывает — ничему персонажа Мэри Шелли не учит его более чем 200-летняя история. Рассказываем о новой ленте Гильермо дель Торо и о других классных фильмах про монстров, которых вечно бьют током.

«Франкенштейн» (2025)

Коротко: это классический Гильермо дель Торо, который воплотил все, чего от него ожидали — страшная готическая сказка с двухметровым красавцем Джейкобом Элорди в роли чудовища получилась великолепной с точки зрения визуала. Тем не менее лента остается наивной и периодически сама страдает от того, что слишком красива.

Кадр из фильма «Франкенштейн»

Длинно (без больших спойлеров): вообще, снять свою экранизацию Гильермо дель Торо задумал еще в 2017 году, когда купил на нее права, и даже называл роман Мэри Шелли самой важной книгой в его жизни. Верим — видно, что режиссер с трепетом относится к первоисточнику, так что его новый фильм даже можно назвать своеобразным возвращением к истокам. Но не во всем.

Начинается лента с того, что Виктора Франкенштейна находят блуждающим среди льдов — прямо как в оригинальной книге. Дальше наш «современный Прометей», истощенный от скитаний, зачем-то рассказывает всю свою жизнь (поминутно!) морякам, которые его спасли. Простовато, да, но будем считать, что это дань уважения роману, в котором, кстати, эта часть передана в письмах. Франкенштейн рассказывает, как он любил свою мать (обсессивно), и, когда ее не стало, свет померк, а он решил победить смерть — и создал чудовище. Которое в это время охотится за ним во льдах и почему-то рычит, как оборотень из «Сумерек».

Кадр из фильма «Франкенштейн»

Снято все, прямо скажем, грандиозно: от роскошных дворцов и огромной лаборатории до леденящих душу бесконечных снегов. Чего стоит одно красное платье матери Виктора и полет вуали на ветру — сплошное великолепие. Фильм выглядит однозначно дорого. И все-таки много чего в нем сделано грубо и в лоб — избитый донельзя троп «найденного обессиленного героя» мы уже обсудили (монстр тоже, кстати, потом болтливым оказался), давайте поговорим про Эдипов комплекс. Франкенштейн говорит: «Когда рядом не было отца, мать была моей», а дальше нам очень толсто намекают на это бессознательное влечение. Так Виктор пьет молоко (оно символизирует привязанность к фигуре матери), в костюме всегда носит что-то красное (цвет того самого платья) и буквально говорит с матерью на другом языке (французском).

А еще он отвратительно общается со слугами и со своим творением и даже рычит (буквально), когда злится, в результате сам Франкенштейн и кажется настоящим монстром.

Этот факт даже проговаривается одним из персонажей, чтобы мы точно все поняли.

Все-таки делать главного героя однозначно противным — это так себе идея. Виктора хотелось прихлопнуть уже в середине фильма! В романе Мэри Шелли персонаж куда более неоднозначный и человечный: от нервных срывов страдает, винит себя во всем и вообще едва вывозит эту канитель с воскрешениями. В общем, если бы в новом фильме Виктора Франкенштейна не играл внешне очень привлекательный (и вечно оголяющийся) Оскар Айзек, получилось бы все куда хуже.

Кадр из фильма «Франкенштейн»

А в противовес ему выступает красивый оживший монстр. Да, вот именно что красивый и даже трогательный — почти танцующий после оживления, с такими большими глазками. В общем, Джейкоба Элорди гримом не испортишь.

Кино теряет философский подтекст: больше нет создателя, искренне мучающегося от вины, нет и его настоящего раскаяния — ведь нельзя играть в Бога и поворачивать смерть вспять. Вместо этого есть мерзкий ревнивец и его низменные желания вновь обрести фигуру матери в лице женщины, с которой он сблизился. Нет здесь и жуткого урода, которого ненавидит и боится весь честной народ. От того и концовка, где все друг друга прощают, выглядит совсем сказочно. Фильм снят в рамках общего тренда делать монстров жертвами обстоятельств, объясняя причины их поступков. Но теперь в ленте нет настоящей трагедии, только ее отголоски — пропадает многое из того, что заставляет кинематографистов снова и снова возвращаться к первоисточнику. Так что новый «Франкенштейн» эстетически замечателен, но в этой экранной сказке слишком много допущений.

18+


«Бедные-несчастные» (2023)

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Черная комедия Йоргоса Лантимоса в эстетике стимпанка — о сумасшедшем (буквально, тут это не просто выражение) ученом, который пересаживает молодой женщине мозг ее собственного нерожденного ребенка. Получается, тут хирург не просто создает новую жизнь — он буквально будет воспитывать женщину, притворяясь то ли ее отцом, то ли… Актерский состав очень пестрый: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало и другие звезды. В основе ленты лежит одноименный роман, который, в свою очередь, является постмодернистским переосмыслением работы Мэри Шелли. Получился безумный, грубый, подчас отвратительный и очень смелый фильм, который точно запомнится надолго.

18+


«Франкенвини» (2012)

Кадр из фильма «Франкенвини»

Прекрасный во всех отношениях черно-белый стоп-моушен-мультфильм Тима Бёртона. Виктор здесь еще мальчик, у которого есть любимая собака Спарки, которую сбивает машина, и тогда он решает воскресить своего лучшего друга. Это милая и изобретательная история, в которой очень заметен фирменный почерк режиссера — такие ленты и делают Франкенштейна живее всех живых.

18+


«Франкенштейн» (1994)

Кадр из фильма «Франкенштейн»

В этой экранизации вообще минимальное количество расхождений с первоисточником, хотя и без них, конечно, не обошлось. Монстра тут играет Роберт Де Ниро, а невесту Франкенштейна — Хелена Бонем Картер. Это хорошее, в меру страшное, в меру душевное, но все-таки не претендующее на гениальность кино. Если хотите забраться в настоящие дебри, посмотрите оригинальную адаптацию «Франкенштейна» 1931 года — настоящую классику ужасов, чтобы понять, с чего все началось.

18+


«Виктор Франкенштейн» (2015)

Кадр из фильма «Виктор Франкенштейн»

Самый незамысловатый и насквозь голливудский фильм — зато с Дэниэлом Рэдклиффом и Джеймсом Макэвоем в главных ролях, а на них посмотреть всегда приятно. Здесь повествование ведется от лица Игоря, помощника Виктора Франкенштейна; в остальном это переосмысление без воображения — вы всегда будете чувствовать, что лента может больше, но нет. Тем не менее это достойная попытка, которую вполне можно оценить, когда за окном темный холодный ноябрь.

18+

Текст: Анастасия Меньшикова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

12 ноября