
«Темные начала»: что нужно знать, перед просмотром главного сериала сезона?
Вечером 4 ноября на британском BBC и американском HBO (и утром 5 ноября в российской «Амедиатеке») стартует сериал «Темные начала», основанный на знаменитом фэнтези-цикле Филипа Пулмана. Делимся (без спойлеров) впечатлениями от первой серии и рассказываем, что нужно знать об этой причудливой вселенной и ее авторе, чтобы как можно быстрее привыкнуть к бронированным медведям и свирепым тартарам.
«Темные начала» – «детская книга для взрослых сердец»
Такое определение трилогии, вышедшей в 1995–2000 годах (и с честью боровшейся за книжные полки с самим «Гарри Поттером»), дал сам автор – британец Филип Пулман, степенный преподаватель английского языка и литературы. Сага состоит из трех романов – «Северного сияния», «Чудесного ножа» и «Янтарного телескопа» – и нескольких приквелов и продолжений. История начинается как роман воспитания: есть девочка-сирота, не знающая тайну своих родителей; есть школа, из которой нужно сбежать, чтобы повзрослеть; и есть наконец чувство долга, ведущее навстречу сказочным авантюрам. Но уже во второй части трилогия меняет жанр и становится антиутопией, в которой героям противостоит беспощадная и циничная система – местная Церковь. А в третьей части Пулман и вовсе решает свергнуть руками новых Адама и Евы не только организованную религию, но и самого Бога. Из-за этого книгу очень сильно критиковали христианские издания и поэтому назвать «Темные начала» произведением именно детским довольно сложно. Впрочем, уже один логотип канала HBO (хоть он здесь и выступает партнером вполне семейного BBC) дает понять, что это сказка для взрослых.
Это одновременно и альтернативная история, и фэнтези, и стимпанк
В «Темных началах» существует бессчетное количество параллельных измерений, а действие первой части трилогии разворачивается в мире, отдаленно похожем на наш. В нем всеми европейскими странами правит религиозная организация Магистериум, к востоку от цивилизованной Московии лежит злая и дремучая Сибирь, а в Оксфорде развиваются передовые науки – но под присмотром церкви. И главное: у каждого человека в этом мире есть свой деймон – говорящее животное, в котором заключена душа. У детей деймон может меняться вплоть до наступления совершеннолетия. Поэтому сопровождающий главную героиню – сироту Лиру – деймон Пантелеймон принимает обличие то белой куницы, то птицы. Есть в этом мире, вдохновленном стимпанковской инженерией и викторианской архитектурой, и другие сказочные существа. Например, свирепые панцербьерны – белые медведи, которые куют свою броню из упавших метеоритов и живут на Крайнем Севере. В их земли в начале романа и отправится храбрая Лира, чтобы спасти своего друга Роджера. Его, кажется, похитили и вот-вот сделают жертвой опыта по разделению человека и деймона. Читай: освобождению тела от души. Человеческой воли – от божественного чувства вины.
«Темные начала» – часть той же саги, что и фильм «Золотой компас» 2007 года
Европейские книги нередко выходят в Америке под другими названиями, к примеру, «Гарри Поттер и философский камень» в США стал «Гарри Поттером и колдовским камнем». Так было и с «Северным сиянием», которое превратилось в «Золотой компас». А третью часть цикла Пулмана подвергли куда более принципиальной редактуре. До американского читателя-пуританина, например, не добралась сцена, намекающая на подростковый секс, – в книге он символизировал новый первородный грех. Так что зрители «Золотого компаса» (их, правда, было немного, и компания New Line Cinema после выхода фильма так поиздержалась, что стала частью Warner Bros.) уже знакомы с сюжетом сериала. И поэтому вынуждены будут сравнивать, например, игру Джеймса Макэвоя (лорд Азриэль в телеверсии) с игрой Дэниела Крейга (лорд Азриэль в кино).
В «Темных началах» много звезд
И если Макэвою сравнения с Крейгом нипочем, то, например, Рут Уилсон из «Любовников» в роли ученой дамы миссис Колтер пока что пугает зрителя гораздо меньше, чем холодная, жестокая Мариса в исполнении Николь Кидман. Впрочем, отставание Уилсон от Кидман, может быть, обусловлено самой драматургией: сериал раскрывает свои карты (и героиню) медленнее, чем фильм.
Зато сыгравшая главную роль 14-летняя Дафни Кин – настоящее чудо. Открытая два года назад «Логаном» девочка – наполовину испанка, наполовину англичанка – создает образ именно той юной героини, которая и интересна современному миру. Она и не принцесса, и не пацанка, и не пассионарий, и не ведомая. Просто маленький человек, у которого, кроме золотого компаса (волшебного артефакта, помогающего в навигации по стремительному сюжету), есть еще и компас моральный. Но актрисе приходится нелегко из-за того, что основные ее партнеры на съемочной площадке – зеленые куклы, которые уже на экране превращаются в куницу и медведя. А опытнейшие взрослые актеры, кажется, не так внимательны к юной партнерше, как добрейший Хью Джекман в «Логане». Но она справляется – во многом благодаря тому, как хорошо прописан ее персонаж. Лира – разом и классическая сирота из британской прозы, и героиня европейской сказки. Самая настоящая Герда, отправившаяся в царство льда спасать своего Кая.
Но будьте начеку: Пулман – писатель-скандал
В своих интервью автор трилогии любит эпатировать читателя выпадами против церкви. Вроде такого: «Надеюсь, однажды эта несчастная организация полностью исчезнет». В списке книг, которые пытались запретить в Соединенных Штатах, «Темные начала» занимают почетную восьмую строчку. Источником магии в романе выступает так называемая пыль – что-то вроде частиц-мидихлорианов из «Звездных войн», делающих джедаев джедаями. Пыль существовала всегда, но ее присутствие в мире становится сильнее, если люди творят, – и добрые дела, и искусство. Но Магистериум (читай: организованная религия, похожая на христианство) пытается искоренить пыль или хотя бы монополизировать право ею распоряжаться. То есть выступает в роли системы, враждебной всем прогрессивным силам, – ее жажда власти и контроля сдерживает гармоничное и свободное развитие всех параллельных миров.
Впрочем, в первом сезоне сериала зрителям об авторской позиции беспокоиться точно не стоит. Все богоборчество хранится во второй и третьей книгах. А продюсеры уже признались, что во многом переработали роман для малого экрана – потому что предрождественский кассовый провал «Золотого компаса» в 2007-м году до сих пор не забыт. Поэтому пока что «Темные начала» – это британский роман воспитания вперемешку с европейским фольклором и большой фэнтези-литературой. Героики путешествий (в духе любимой британцами экспедиции Роберта Фалкона Скотта на Южный полюс) здесь куда больше, чем героики богоборчества.
Какими получились телевизионные «Темные начала»?
Немного скомканными, потому что мир Пулмана не так-то просто объяснить за одну серию. Но очень красивыми: здешние серебристые дирижабли, трогательные деймоны, северное сияние, ледяные скалы и готические своды очаруют и взрослых, и детей. А еще «Темные начала» оказались на удивление реалистичными и динамичными: режиссер «Отверженных» Том Хупер нарочно снял первые два эпизода так, чтобы зрителя буквально трясло от эффекта присутствия. Камера постоянно находится в движении, будто перед нами не сказка, а документалка о говорящих медведях. А героиня оказалась той еще непоседой – и тянет зрителя за собой, как и положено неугомонному ребенку. Кого-то из взрослых такие забавы наверняка опустошат, но тех, кто любит фантазировать и играть, сериал увлечет надолго.
Видео: YouTube/HBO
05 ноября 2019