Художественный руководитель Евгений Писарев — о сытом московском зрителе, Олеге Табакове и корнях
В проекте «Худруки» пообщались с художественным руководителем Московского драматического театра имени А. С. Пушкина Евгением Писаревым и узнали о главных заветах Олега Табакова, «своей» публике и планах театра на будущее.
Про Олега Табакова и главные уроки в жизни
Я ученик Олега Павловича Табакова и горжусь этим. Хотя никогда у него не учился в прямом смысле слова: я должен был к нему поступать, но так случилось, что в этот год было решено его выпускной четвертый курс сделать пятым, а набор отдать Еремину, к которому я и попал.
Однажды Олег Павлович пришел на мой первый громкий спектакль «Одолжите тенора» и пригласил меня на разговор. Как артист я ему не понадобился, но в качестве режиссера, а в последующем и своего помощника он меня взял во МХАТ.
И пять лет я был рядом с ним с утра до вечера, а иногда и дольше. И это были, наверное, главные университеты в жизни.
Табаков всегда мне говорил, что надолго из театра уходить нельзя, хозяин должен быть в лавке. Он сочетал в себе качества и бизнесмена, и русского купца, и абсолютно очарованного театром художника — мог увидеть какие-то декорации из детского спектакля и сказать: «Какая красота!» А я думал: «Какая тут красота? Это же какие-то тряпки висят».
Про сытого московского зрителя и театр как семью
Я знаю всех сотрудников — где-то 250–270 человек. Мне кажется, это очень важно, если работаешь в репертуарном театре. Потому что это ансамбль, дом и семья. Странно, если ты замыкаешься только на общении с ведущими артистами.
Московский зритель, конечно, более сытый. У него есть возможность ходить в разные театры, смотреть спектакли разных художников. И конечно, к этому разнообразию мы его приучили. Когда Театр Пушкина приезжает на гастроли в провинцию — там да, я вижу уважение к театру. Даже в Петербурге, например, зрители не просто аплодируют, они встают, если им понравилось. Столичный зритель может аплодировать очень долго, но встать — это уже слишком, только по особому случаю.
Мне кажется, очень важно иметь свое лицо. Конечно, я стараюсь разбираться в контексте, и ходить, и смотреть. Как правило, не пропускаю значимые московские премьеры. Но я никогда не бежал ни за модой, ни за трендами. Не буду говорить, что создаю собственные, но, по крайней мере, всю жизнь занимаюсь тем, что люблю.
И иногда — то ли из вредности, то ли из прагматичности — смотрю, что вокруг делают, и думаю: ну нельзя за ними повторять.
Про «свою» публику и репертуар
Театр Пушкина возник, грубо говоря, на обломках Камерного театра. Не учитывать, не понимать, кем были наши предшественники, не только невежественно, но и в каком-то смысле даже самоубийственно. Я не склонен к мистике, но успех в Театре Пушкина начался с того, что мы обратили к ним свой взор. То есть не отрезали корни, а начали их поливать. Это, кстати, один из заветов Табакова: если хочешь двигаться дальше — держись корней.
Мы с вами находимся в зале с бархатным занавесом, креслами, позолоченными арками — это классическая итальянская коробка. Не думаю, что она подходит для каких-то суперавангардистских экспериментов. В конце концов, для этого у нас есть филиал.
Я очень рад, что в театре появилась своя публика — люди, которые приходят по несколько раз на один и тот же спектакль, которые любят наших артистов. Когда-то я говорил, что не хочу «своей» публики — наоборот, хочу, чтобы театр был для широкого зрителя. Не отказываюсь от этих слов, но тогда просто не знал, как здорово, когда есть большая группа поклонников.
Знаете, какое-то время назад планировал, но сейчас наша жизнь так стремительно меняется: иногда утром ты не знаешь, что будет вечером. Поэтому стратегически я сейчас мыслю меньше, больше — тактически. Ну, конечно, хотелось бы, чтобы Театр Пушкина процветал, чтобы в него ходили зрители и им были интересны наши артисты.
Например, этот сезон, во многом посвящен русской классике, причем не пьесам, а именно прозе. И это что-то новое для нас, потому что Театр Пушкина — все-таки в большей степени театр драматургии, а не прозы. Если говорить про следующие сезоны — думаю, надо развиваться в музыкальном плане.
Когда ты художественный руководитель, у тебя нескончаемый поток каких-то совещаний, собраний, встреч, репетиций, и ты, безусловно, устаешь. Это как в семье: ты народил много детей, воспитал их, но иногда они хулиганят. Конечно, проблемы могут возникать, но это не повод все бросить и уйти.
Эфир «Cити» от 21 ноября 2025 года
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС
03 декабря



