Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

13 ноября в Москве стартует фестиваль Нового Европейского театра. В этот раз в честь Года театра он пройдет сразу в двух городах – Москве и Питере. О московской части программы – Алла Шендерова.

Фестиваль, который уже двадцать один год делают два арт-директора – критики Марина Давыдова и Роман Должанский – проходит в те же дни, когда отмечается дата падения Берлинской стены. Стену разрушили 9 ноября 1989 года, а фестиваль впервые прошел осенью 1998-го. Собственно, он был начат с той же целью – разрушить стены, что отделяли нас от Европы, а новый театр – от старого. За 21 год выросло пара поколений зрителей, чьи вкусы формировал именно NET. Среди лучших мировых режиссеров трудно назвать того, кто бы на этот фестиваль не приезжал. NET-2019 по-прежнему не признает никаких барьеров и жанровых ограничений, как бы говоря, что «новый» – это необязательно молодой, а «театр» – не только драматический. И если вы хотите понять, что происходит сегодня в этом виде искусства, вам точно сюда.

Why?

Режиссер: Питер Брук, Мари-Элен Этьен
Театр Буф дю Нор (Париж)

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: Simon Annand

Корифей и мэтр театра 20 века остается звездой и в 21-м. Хотите верьте, хотите нет, но 94-летний режиссер все еще работает. В 2017-м Москва увидела его «Поле битвы» – тонкий 70-минутный спектакль стал новой версией «Махабхараты» (по мотивам этого эпоса Брук когда-то поставил один из самых знаменитых своих спектаклей, который длился девять часов). Why?, который нам покажут, посвящен другому великому режиссеру и реформатору театра 20-го века – Всеволоду Мейерхольду, расстрелянному советским режимом в 1940-м. На вопрос «почему это произошло» – у Брука есть свой ответ.


13, 14 ноября в Театре Наций в 19.00


«Селфи-концерт»

Режиссер и исполнитель: Иво Димчев
Независимый проект Иво Димчева (Болгария)

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: предоставлено организаторами фестиваля NET

«Селфи-концерт» – интерактивный перформанс, в котором болгарин Иво Димчев нарушит все привычные границы между залом и исполнителем. Если вы хоть раз видели его выступления, то непременно захотите добавки. А если вдруг не видели и при этом интересуетесь современным искусством, то поправить это надо непременно. Ну и вообще селфи с Димчевым – такая штука, которой можно будет хвастаться перед внуками.


14, 15 ноября в ММОМА, 20.00


R&J

Режиссер: Катя Бочавар

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: PR-служба «ГРАУНД Солянка»

Художник и куратор, руководитель галереи «На Солянке» Катя Бочавар давно начала делать сайт-специфик инсталляции и перформансы. R&J, то есть «Ромео и Джульетта», – это пластические композиции по Шекспиру, придуманные и поставленные Бочавар при участии хореографа Анны Абалихиной и знаменитых шумовых машин Петра Айду. На NET покажут видеоверсию этого перформанса, впервые сыгранного в 2013-м в Первоуральске как часть огромного проекта, посвященного художественному исследованию заводов Урала.


18 ноября в кинотеатре «Москино-Звезда», 20.00


«Пиноккио»

Режиссер: Борис Юхананов
Электротеатр Станиславский

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: Андрей Безукладников

Пиноккио, брат Буратино, стал героем нового спектакля худрука Электротеатра Бориса Юхананова. В «Пиноккио» новая процессуальность (то есть совсем иные, чем мы привыкли, представления о ритме, времени и пространстве постановки), которую Юхананов и его команда опробовали уже в «Синей птице», «Золотом осле» и «Орфических играх», соединяется с традициями комедии дель арте. Деревянный человечек будет странствовать по разным философским мирам, причем каждый вечер все будет происходить по-разному, оттого варьируется и протяженность спектакля – иногда три часа, иногда пять.



21, 23 ноября в Электротеатре Станиславский, 19.00 (три часа)
22, 24 ноября там же, 18.00 (пять часов)


«Всемирная история»

Режиссер: Давид Эспиноза
Компания «Эль Локаль Эспасио де Креасьон» (Мадрид)

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: предоставлено организаторами фестиваля NET

Давид Эспиноза уже дважды приезжал на NET, но увидеть его спектакли удавалось не всем. Дело в том, что его театр помещается в чемодане, а сцену заменяет большой стол, вокруг которого сидят зрители. Такая камерность масштаба контрастирует с глобальными темами. Крошечные куклы Эспинозы способны страдать и умирать, вызывая у зрителей слезы сострадания. На этот раз он представит нам свою версию Всемирной истории человечества: экономику, политику, культуру, – все это, как обычно у Эспинозы, уместится на столе. Обещают, что будет весело.


3 декабря в Электротеатре Станиславский, 17.00 и 20.00


«Ребро на столе: Мать»

Режиссер: Анхелика Лидделл
Компания «Яквинанди С. Л.» (Мадрид)

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: Luca Del Pia

Реквием по матери и семейным узам – от одного из самых сильных, страстных и смелых режиссеров Европы. Новое время и обстоятельства требуют назвать ее режиссеркой. Что ж, это тот случай, когда слово уместно. Творчество Лиделл – феминизм в лучших его проявлениях. Не признающая никаких шор и безжалостная прежде всего по отношению к самой себе, она делает яркие, жесткие спектакли, аналогов которых в русском театре нет. Зато они есть в нашей литературе – например, в новаторской поэзии Марины Цветаевой. «Звук колоссального неблагополучия» – так когда-то отозвался о стихах Цветаевой Бродский. Формулировку можно отнести и к Лидделл. Даже если вы вообще не ходите в театр, ради этого спектакля стоит сделать исключение.


6, 7 декабря в Центре имени Мейерхольда, 20.00


«Августин. Исповедь»

Режиссер: Вася Березин
Бинарный театр

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: Дима Черный и Андрей Хиловский

Выпускник Мастерской Крымова и Каменьковича в ГИТИСе, автор радикальных постановок Театра.doc создал свою свободную лабораторию, в которой великолепная Роза Хайруллина произносит теологический трактат Блаженного Августина на языке оригинала. Если вы еще не выучили латынь, скучно все равно не будет. Во-первых, у хорошего актера всегда и все понятно без перевода. А во-вторых, помогут хор и оркестр. Главной темой постановки режиссер называет взаимосвязь языка и границ восприятия, а также нашу (не)способность общаться с собой и высшими силами.


8 декабря в «Башмет-центре» в 20.00


Zauberland

Режиссер: Кэти Митчелл
Театр Буф дю Нор (Париж)

Фестиваль NET: 8 главных спектаклей

Фото: Patrick Berger

Символично, что фестиваль закончит тот же театр, с которого и начинается программа. На этот раз легендарная компания Питера Брука покажет музыкальную постановку Кэти Митчелл, название которой переводится как «Волшебная страна». В ее основе – цикл Роберта Шумана и Генриха Гейне «Любовь поэта», к которому сегодня композитор Бернар Фоккруль и драматург Мартин Кримп дописали 16 новых песен. Все это будет жестко, драматично и элегантно. Как всегда в творчестве Митчелл, одинаково ярко работающей и в драме, и в опере (ее великолепная «Альцина» шла в прошлом сезоне в Большом театре), частные лирические истории станут основой для размышления о положении женщины в сегодняшнем европейском обществе. В главной роли – американская оперная звезда Джулия Баллок.


15, 16 декабря в ТЦ на Страстном, 19:00


Самым продвинутым зрителям стоит заглянуть и в ту часть программы фестиваля, что будет показана только в Петербурге в рамках Театральной олимпиады. «Репетиция. История(и) театра (I)» швейцарца Мило Рау и «Игрушки» датской компании Signa (Сигна и Артур Кестлер) – это то, для чего сегодня надо ехать в Европу. Поездка в Питер намного дешевле, так что считайте, что нам повезло. Полную афишу фестиваля ищите здесь.

Алла Шендерова

12 ноября, 2019

Новости

закрыть

Мы хотим быть там, где вам удобно, поэтому теперь узнать о том как провести время в Москве можно из наших аккаунтов в соцсетях. Мы говорим об этом городе понятно и интересно. Мы рассказываем о нем для вас.

Команда The City