«Ford против Ferrari»: драма на высоких скоростях

В прокате «Ford против Ferrari» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном – история об автоспорте, которая захватит не только гонщиков и не только мужчин.

«Ford против Ferrari» – один из главных фильмов этого года, и на этом стоило бы поставить точку. Потому что достаточно трейлера и имен создателей, чтобы понять, что за зрелище нас ждет. Это фильм про спортивные автомобили, легендарную гонку «Ле-Ман 1966» и ожесточенное противостояние американских и итальянских команд и компаний. Это фильм для IMAX – а значит, в нем есть потрясающий звук: рев моторов, свист сгоревших шин, гремящая тишина затаивших дыхание трибун. И это фильм с бюджетом 100 миллионов (рискованная инвестиция: «Гонка» Рона Ховарда заработала всего 90 миллионов!), поэтому 1966 год в нем выглядит как 1966 год, раритетным машинам подпевают моторы самолетов, а марафон в Ле-Мане реконструируется – пусть и не точно (так говорят эксперты), но зрелищно и богато. И это фильм с Кристианом Бейлом – а значит, в нем произойдет невероятное актерское перевоплощение, которое каким-то образом заставит нас забыть, что это фильм с Кристианом Бейлом. А еще это фильм с Мэттом Деймоном, умеющим играть героев, которых величают солью американской земли – волевых, предприимчивых, надежных и умело скрывающих свою хрупкость.

«Ford против Ferrari»: драма на высоких скоростях

Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Наконец, это проект режиссера Джеймса Мэнголда. В девяностые он снимал кино про слабых одиночек, отчаянно сопротивляющихся враждебному миру. Например, про грустного и грузного шерифа из «Полицейских» (в исполнении самой мудрой черепахи Голливуда – Сильвестра Сталлоне), который узнал, что все коллеги и соседи коррумпированы и держат его за дурака. Или «Прерванная жизнь» с Вайноной Райдер, Анджелиной Джоли и Элизабет Мосс – про травмированных и несчастных девушек, оказавшихся в психиатрической лечебнице и там ставших семьей. В нулевые Мэнголда интересовали люди, рожденные для великих дел и готовые заплатить за этот дар не менее великую цену – такие люди вроде Джонни Кэша из «Переступить черту» с Хоакином Фениксом и Риз Уизерспун. А в этом десятилетии заматеревший режиссер начал снимать истории об отношениях отца и ребенка. В вестерне «Поезд на Юму» герой Кристиана Бейла идет на самоубийственный подвиг ради того, чтобы заслужить уважение сына. В кинокомиксе «Логан» постаревший Росомаха в исполнении Хью Джекмана готов умереть, защищая маленькую девочку – звезду нынешних «Темных начал» Дафни Кин.

«Ford против Ferrari»: драма на высоких скоростях

Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

В «Ford против Ferrari» все эти темы наконец встретились на одной трассе и затеяли гонку внутри сюжета. Действие происходит во время битвы при Ле-Мане и в предшествовавшие ей годы. Не сумев поглотить разорившуюся Ferrari и получив личное оскорбление от Энцо Феррари, глава Ford Генри Форд-второй решает вторгнуться в Европу с войной. Он зовет инженера и бывшего гонщика Кэррола Шелби (Мэтт Деймон), чтобы создать болид, который выведет американцев вперед в гонке с итальянцами. Испытателем и главным пилотом команды Ford становится несговорчивый гонщик Кен Майлз (Кристиан Бейл) – бывший чемпион, потерявший все, кроме чахлой автомастерской. Но рядом с ним есть верная жена (Катрина Балф из хорошего сериала «Чужестранка», прозванного «Игрой Престолов» для женщин») и обожающий отца сын (вундеркинд Ноа Джуп из грядущего фильма «Лапочка»). Поэтому Кену придется не раз решать, в какой же команде он выступает. Или Майлз был человеком, который делал все ради себя?

Фильм Мэнголда подступается к парадоксу одержимых своим делом людей. Здесь есть условный психоанализ: Майлза картина объясняет через его сына, а Генри Форда-второго – через отца. Здесь есть по-сериальному убедительный портрет эпохи – рассказ о поколении победителей, одновременно и контуженных, и окрыленных Второй мировой (Шелби был летчиком, Майлз – танкистом). И наконец, здесь есть таинство, которое невозможно не почувствовать, когда герои садятся в свои машины и оказываются один на один с дорогой.

«Ford против Ferrari»: драма на высоких скоростях

Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Вряд ли «Ford против Ferrari» доберется до «Оскара» (хоть ему и прочат актерские, технические и сценарную номинации), но это та картина, которая точно оставит след в истории кино об автоспорте, мужской дружбе и великих победах любой ценой. Просто повторимся: «Ford против Ferrari» – один из главных фильмов этого года, и на этом стоило бы поставить точку.

Егор Москвитин

14 ноября