«Служебный роман»: как Эльдар Рязанов изменил свой подход к съемкам ради Алисы Фрейндлих
Режиссер Эльдар Рязанов снимал кино по-театральному последовательно из-за Алисы Фрейндлих и даже выдал собственные стихи за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Как сложился один из главных советских фильмов, прочитайте в отрывке из книги Алексея Беклемышева «Москва в кино. Путешествие по местам съемок любимых фильмов. От „Москва слезам не верит“ до „Брат 2“», которая вышла в издательстве «Бомбора».
В своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Александрович вспоминает:
«И наконец, выражаясь высокопарным слогом, час пробил. Я закончил „Иронию судьбы“ и находился в размышлении, что же снимать дальше. И вдруг вспомнилось, что в нашей с Брагинским пьесе „Сослуживцы“, написанной лет за 6 до этого, главная роль — Людмилы Прокофьевны Калугиной, как бы специально сочинена для Алисы Фрейндлих. Нет, она не писалась с прицелом на Фрейндлих, это ведь была пьеса для театров, и многих, как мы надеялись, а не сценарий для кино, который имеет лишь единственную интерпретацию. Я решил, что стану перекладывать эту пьесу для кинематографа лишь в том случае, если Калугину сыграет Фрейндлих.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Реабилитацией пьесы, как в случае с „Иронией судьбы“, здесь заниматься не приходилось. У „Сослуживцев“ сложилась исключительно удачная судьба, ее поставили 134 театра в разных городах страны, а в Московском театре имени Маяковского шел прекрасный спектакль, осуществленный молодым режиссером Б. Кондратьевым».
Съемки фильма проводились осенью в 1976 году и заняли 63 дня. Актеры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные резервы после кинопроб в других его картинах.
«Короче говоря, в „Служебном романе“ не проводились обычные кинопробы, которые практически являются конкурсом, соревнованием артистов. Наши кинопробы сводились, по сути дела, к разминке ролей, к нащупыванию характеров, к поиску внешнего облика персонажей, их костюмов, гримов. Ведь на каждую роль пробовался лишь один претендент», — пишет режиссер в своих мемуарах. Светлана Немоляева, не пройдя кинопробы на роль Нади Шевелевой в фильме «Ирония судьбы», оказалась утвержденной на роль Оли Рыжовой в «Служебном романе».
«Не случившийся» Ипполит Олег Басилашвили без проб был утвержден на роль Самохвалова.
Андрей Мягков в роли Жени Лукашина пел не своим голосом, а голосом Сергея Никитина. Здесь же он поет своим. Таким образом, Эльдар Александрович как бы отдавал долги.
Что примечательно, в сентябре 1976 года, когда снималась картина, случилась природная аномалия: выпало много снега, и мы можем видеть, как на зеленых листьях лежит белый покров, а ребята играют в снежки.
Актер Александр Фатюшин (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит») был утвержден на роль мужа Верочки (Лия Ахеджакова), с которой они весь фильм выясняли отношения. С ним было отснято много материала, но из-за травмы глаз он сниматься не смог. В итоге этот персонаж фактически был удален из фильма, и даже по телефону, когда он говорит с Верочкой, его озвучивал Олег Басилашвили. А сам Фатюшин остался в этой картине лишь в массовке.
Эльдар Александрович помимо режиссерского гения был выдающимся поэтом.
И свои стихи «У природы нет плохой погоды» он передал композитору фильма Андрею Петрову и постеснялся сообщить, что это его произведение, а сказал, что это стихи английского поэта Уильяма Блейка.
И только в титрах композитор узнал, что стихи написал Рязанов. И с тех пор, работая с мастером, он в дальнейшем перепроверял, кто является истинным автором гениальных произведений.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Некоторые эпизоды из фильма вырезаны. Например, был вырезан эпизод, в котором Шурочка после появления, ожившего Бубликова бежит по статистическому учреждению и кричит: «Я не виновата, вы мой однофамилец, а позвонили нам!» Ее настигает Бубликов (Петр Щербаков), и она ему кричит в лицо: «Да здравствует живой Бубликов!» И все учреждение скандирует эти слова: «Да здравствует живой Бубликов!» На что отвечает герой Щербакова: «Спасибо, товарищи, за все».
Алиса Бруновна Фрейндлих — актриса сугубо театральная, а фильм снимается порой с финала, и ради этой удивительной актрисы Эльдар Александрович впервые снимал фильм последовательно.
«Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной. Недаром как один из вариантов названия картины долго обсуждалось такое: „Сказка о руководящей Золушке“.
И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу».
Интересным фактом является то, что бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее встречается в фильмах «Старый Новый год» Наума Ардашникова и Олега Ефремова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Алые паруса» Александра Птушко, «Формула любви» Марка Захарова, «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.

Кадр из фильма «Служебный роман»
Высшим пилотажем актерской импровизации является приход Новосельцева к Калугиной домой. Все их диалоги были далеки от первоначального сценария и потрясали своим куражом. Все это осталось в картине.
Статистическое учреждение — бывший доходный дом Хомякова на улице Петровка, дом 3/6, сейчас там находится Морское агентство речного транспорта.
Крыша, на которой Новосельцев успокаивает Калугину, — Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10, где сегодня располагается Учебный театр ГИТИС.

Квартира Людмилы Прокофьевны Калугиной находится в доме-свечке на Большой Никитской, 43а.
Дом Самохвалова расположен на Тверской, 9. Это престижный элитный дом, где жили Сергей Бондарчук, Роберт Рождественский, Екатерина Фурцева, Олег Ефремов, Вячеслав Невинный и другие.
10:01



