Кокошники, Арлекины и балы: топ экспонатов с новой выставки в Музее русского импрессионизма
В Музее русского импрессионизма открылась новая выставка «Под маской», посвященная балам и маскарадам в России. Пространство оформили соответствующе: повсюду занавесы, состаренные зеркала, афиши и даже настоящий театр теней. Ниже рассказываем, что еще можно увидеть на выставке: кокошники, декоративную посуду и картины ярмарок и князей в костюмах.
О чем выставка
О русских карнавалах и маскарадах целого столетия — от 1830-х до 1930-х. О времени, когда строгая общественная иерархия хотя бы на один вечер теряла силу: маска позволяла выйти за пределы собственной роли — чиновнику стать Арлекином, аристократу превратиться в крестьянина, а студенту примерить образ загадочного незнакомца.

Предоставлено пресс-службой
Экспозиция начинается разделом с пушкинским названием «Ветошь маскарада» и обращается к эпохе Николая I, известного любителя костюмированных балов. Дальше узнаете, насколько разнообразными были маскарадные образы: «турки» и «гишпанцы», «арапы», скоморохи и Петрушки, придворные фрейлины в «русских костюмах». Эти роли рождались на пересечении истории, литературы, этнографии и моды, превращая маскарад в пространство фантазии и культурных цитат.
Отдельный раздел посвящен «русскому стилю», который на протяжении двух столетий переживал разные формы и интерпретации. Кульминацией этой линии стали придворные балы рубежа XIX–XX веков — прежде всего бал 1903 года в честь юбилея дома Романовых. На выставке можно увидеть кокошник великой княгини Ксении Александровны, созданный для этого события и сохранившийся в музейном собрании.
Выставка выстроена как театральное пространство. Внутри — архивные фотографии участников исторических праздников, тканевые занавесы и слегка состаренные зеркала, создающие атмосферу бальной залы. Все это дополнили тенями героев спектакля «Маскарад» Театра на Таганке, которые появляются на стенах музея.
«Ярмарка»

Федор Рерберг. Ярмарка. 1903
На выставке собраны картины не только о балах, но и о маскарадах и ярмарках. Полотно Федора Рерберга иллюстрирует атмосферу народного театра с паяцем и гимнасткой. Художник, выпускник Петербургской академии художеств и популярный мастер московской школы, много путешествовал по России и Европе, побывал на Кавказе, в Крыму и волжских городах. Возможно, сюжет связан с ярмаркой в Нижнем Новгороде или Казани — о последней в мемуарах упоминал Федор Шаляпин, вспоминая балаганщика и зазывалу Якова Мамонова, который пробудил в певце «тяготение к жизни артиста».
«Автопортрет. Арлекин»
Художник Владимир Бехтеев начинал как военный, учился в Николаевском кавалерийском училище, но в 1901 году оставил службу ради живописи. В Мюнхене он вошел в объединение «Синий всадник» вместе с Кандинским и Явленским.

Владимир Бехтеев. Автопортрет. Арлекин. 1915
После начала Первой мировой войны Бехтеев вернулся в Россию и снова оказался в военной форме. В 1915 году он написал автопортрет в образе Арлекина — трагичный и кубический. Яркий костюм не скрывает драматизма — скорее подчеркивает его. Арлекин здесь выглядит человеком эпохи катастрофы.
«Портрет светлейшего князя Александра Константиновича Горчакова»

Николай Богданов-Бельский. Портрет светлейшего князя Александра Константиновича Горчакова. 1910–1911
Николай Богданов-Бельский неоднократно писал представителей семьи Горчаковых. На этом портрете князь изображен в костюме «колониального стиля»: светлые ткани, сапоги, шляпа с москитной сеткой. Такой гардероб выбирали для путешествий в экзотические страны — сам Горчаков дважды бывал на охоте в Африке. Внимание привлекают детали: галстук, яркий пояс и трость, которые одновременно указывают на «охотничий» характер костюма и подчеркивают элегантность светлейшего князя.
«Портрет сына в черкеске»

Борис Смирнов. Портрет сына в черкеске. Начало ХХ века
Борис Васильевич Смирнов родился во Владикавказе в семье военного, учился живописи в Киевской рисовальной школе, а затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Не окончив курс, он отправился в экспедицию в Среднюю Азию, путешествовал по Сибири и участвовал в Русско-японской войне. После тифа был демобилизован и в 1905 году поселился в Павлограде, где преподавал рисование в гимназии и женился на детской писательнице Евгении Павловой. Их сын Глеб, родившийся в 1908 году и впоследствии тоже ставший художником, позировал отцу в кавказском костюме — в черкеске, белой папахе, с ружьем и кинжалом на поясе.
Кокошник и декоративная тарелка

Предоставлено пресс-службой
Это кокошник великой княгини Ксении Александровны Юсуповой, который она носила во время бала 1903 года. А рядом с ней лежит подлинная ажурная декоративная тарелка 1900-х годов с миниатюрой «Княгиня Зинаида Юсупова в русском народном костюме». В музей это роскошество предоставил музей-заповедник «Архангельское».
10:43



