Премьеры подземелья: на глубине 43-х метров открылся театр «Бункер»

В конце ноября в Москве открылся новый театр «Бункер». Рассказываем, как появилась арт-площадка, насколько сложно создать театр под землей и в чем особенность пространства.

Место с историей

Изначально «Бункер-703» построили для служебной ветки метро, но в итоге использовали для архива МИДа – с 1963 по 2005 года здесь хранились секретные документы. Но потом помещение признали непригодным для эксплуатации: сквозь стены начала просачиваться вода, а высокая влажность и бумаги (пусть даже не ценные) – две несовместимые вещи. В итоге полувековой архив переехал, в 2018 здесь открылся музей современной фортификации (и регулярно проводит экскурсии), а в ноябре 2019 года – театр.

Адаптация пространства

Премьеры подземелья: на глубине 43-х метров открылся театр «Бункер»

Фото: Михаил Голденков/The City

Идея создать в «Бункере-703» театр появилась давно, но в августе 2019 года она, наконец, была реализована. «Когда я впервые сюда пришла, здесь не было ничего, кроме голых стен. Мне сказали: «Придумай, что с этим можно сделать». И дали на это пару месяцев», – рассказывает директор арт-площадки «Бункер» Лилия Раневская. Одна из главных проблем – организация пространства: «Сложно создавать театр в музее, ведь здесь постоянно проводят экскурсии. Посетителям важно прочувствовать настоящую атмосферу «Бункера-703», поэтому в помещении не должно быть ничего лишнего. Нам приходится подстраивать время репетиций под тайминг экскурсий. После спектаклей мы «собираем» театр и уносим все на склад: гримерку, зрительный зал, даже освещение. Остаются только экспонаты музея», – поясняет Раневская.

Еще одно «но» – адаптация пространства «Бункера» под театр. «Помимо самого главного – безопасности и технических моментов – были довольно банальные проблемы. Например, выбор стульев. Нам нужны были неприметные деревянные, которые не испортятся из-за влаги. При этом необходимо было учитывать ширину замкнутого пространства и удобство зрителей, счет шел на сантиметры. Также пространство необходимо обогревать, для этого мы закупили тепловые пушки. И таких нюансов сотни», – дополняет Лилия.

Как попасть в подземелье

Премьеры подземелья: на глубине 43-х метров открылся театр «Бункер»

Фото: Михаил Голденков/The City

Попасть в новое театральное пространство непросто: от метро «Добрынинская» дойдете за 10 минут, ориентир – фабрика «Рот-Фронт». При входе в «Бункер» сладко пахнет шоколадом. А вот дальше нужен сопровождающий: «Бункер-703» находится на глубине 43 метра, добираться до «зрительского зала» придется по ступенькам, а их еще нужно найти в лабиринте из коридоров. Следующая сложность – замкнутое пространство. Даже для тех, кто не страдает клаустрофобией, первые пятнадцать минут в «Бункере» – испытание на выносливость. Вокруг – обшарпанные бетонные стены, высокая влажность, минимум света и холод (так что верхнюю одежду можно не сдавать в гардероб). И берегите головы: в некоторых местах очень низкие потолки.

Труппа

Премьеры подземелья: на глубине 43-х метров открылся театр «Бункер»

Фото: Михаил Голденков/The City

Самое важное в театре – команда. Всех актеров для проекта отбирал режиссер Андрей Цисарук. «Но перед тем как начать сотрудничество, мы обязательно показывали площадку. Для меня было важно, смогут люди здесь работать или нет. У кого-то проявилась клаустрофобия, так что «Бункер» сам отсеивал людей», – рассказывает Лилия Раневская. Всем, кто создает театр, от 20 до 40. Раневская вообще считает, что «Бункер-703» – пространство для молодых. Отсюда и главная идея театра – дать возможность молодым талантам показать свои амбициозные проекты, которые взорвут интернет. «Мы хотим, чтобы в этом экспериментальном театре ребята показывали себя. А все финансовые расходы на стороне площадки».

Буфет

Премьеры подземелья: на глубине 43-х метров открылся театр «Бункер»

Фото: Михаил Голденков/The City

Бутербродов и шампанского в театре нет и не будет. «Предполагается, что спектакли будут идти без антракта. Со всеми переодеваниями зритель будет находится в «Бункере» максимум два часа, больше ему и не захочется. В такой ситуации на буфет просто времени нет», – поясняет директор площадки.

Репертуар

Эфир The City / Бункер

Театр открылся спектаклем «Геодезисты» Андрея Цисарука – это история о работниках московской подземки. В афише есть еще три премьеры: «За закрытыми дверями» Инны Дуниной – о том, как трое незнакомцев попадают в ад, «Мы о войне не говорим» – постановка о четырех богатеньких хулиганах, попавших на секретный объект. Репертуар соответствует площадке: место действиях всех постановок – под землей. У директора площадки большие планы: «В будущем планируем давать по одному спектаклю в неделю из репертуара. Сейчас протестируем проекты, посмотрим, какие постановки будут пользоваться спросом, а какие нет. А уже после сформируем афишу. В ближайшее время планируем поставить иммерсивный спектакль. «Бункер» очень атмосферное место для таких проектов».

Ксения Сергиенко

26 ноября