Декабрь в театре: 8 главных событий

Под занавес года часто выходят самые яркие спектакли – то, что в новом году станет хитом. В афише: «Капкан» – последний спектакль Марка Захарова и «Женщина-змея» обновленного Театра на Малой Бронной, которую стоит смотреть всей семьей.

«Женщина-змея»

Декабрь в театре: 8 главных событий

Афиша спектакля

ДК на Яузе

пл. Журавлева, 1
13–15, 28–31 декабря
Билеты от 300–7000 рублей

Для начала о радостном. В ДК на Яузе, где в этом сезоне квартирует Театр на Малой Бронной, выходит «Женщина-змея» по сказке Карло Гоцци. Его ставит Олег Долин, актер и брат известного кинокритика, с недавних пор занимающийся режиссурой. В жесткой и холодной Москве он упорно делает спектакли в стиле комедии дель арте – итальянского площадного театра, где персонажи существуют в масках, не скрывая от зрителей «изнанку» действия. То есть подчеркивая, что все это лишь игра, которая окончится всеобщим карнавалом. «У нас нет четвертой стены. Если в зале зазвонил телефон, актер обязан отреагировать. Это не мешает, это, наоборот, хорошо – лишний повод для игры», – говорит Олег Долин. Комедии дель арте – это простой, демократичный театр, и потому у него и его соавтора художника Сергея Якунина маски, костюмы и декорации сделаны из простых подручных материалов. Тем изысканнее смотрится такой пэчворк среди массового производства.

«Слово о полку Игореве»


Декабрь в театре: 8 главных событий

Фото: Михаил Голденков/The City

Театр на Малой Бронной

Малая Бронная., 4
1, 2, 23, 24 декабря
Билеты: от 2 000 рублей

Снова на Малой Бронной, но уже на родной Малой сцене, что неподалеку от Тверской, появился спектакль Кирилла Вытоптова по тексту Саши Денисовой. Адаптировав древнерусское «Слово» к современным реалиям, драматург сделала его героями охранников – по сюжету спектакля, они приходят наниматься на работу в некий непонятный ЧОП. Поначалу это немного зловеще, но все же весело. Стараниями композитора Владимира Горлинского охранники красиво поют, а еще борются с дьяволом в кожаных шортах и устраивают в зале небольшой шмон. Если вы думаете, что просмотр «Слова» поможет вашим детям освоить текст памятника древнерусской литературы, то ошибаетесь (детей до 16 сюда вообще лучше не брать). Но похохотать, узнавая собственную жизнь, а заодно выйти с парочкой свежих мемов вам точно удастся. Бонус спектакля: «настоящий» князь Игорь на «настоящем» коне.

«Я убил царя»

Декабрь в театре: 8 главных событий

Афиша спектакля

Новое пространство Театра Наций

Страстной бульвар, 12/2
1, 3–8, 12–15 декабря

Режиссер Михаил Патласов, тот самый великий и ужасный, кто умеет делать спектакли, в которых настоящие бездомные достойно сосуществуют на сцене рядом с известными артистами, выпускает в Новом пространстве мультимедийный спектакль. Это реконструкция тех событий, что в ночь с 16 на 17 июля 1918 года привели к расстрелу последнего русского императора, его семьи, их лейб-медика и прислуги. «Я убил царя» основан на документах и свидетельствах членов расстрельной команды – все это предоставлено главными историческими архивами страны. А еще на фотографиях, которых от семьи Николая II осталось несколько тысяч. Создатели спектакля придумали специальную оптическую схему, превращающую старые снимки в видео. Таким образом, с помощью VR-очков зрители попадут внутрь истории, главным действующим лицом которой станет цесаревич Алексей. Сто лет спустя после расстрела он будет задавать вопросы тем, кто отдавал приказ и приводил его в исполнение. Цесаревич – 13-летний Иван Щенин, Александра Федоровна – Ольга Белинская, Николай – Евгений Миронов.

«Сказка про последнего ангела»

Декабрь в театре: 8 главных событий

Фото: Театр Наций

Театр Наций

Петровский переулок, 3
15–17 декабря
Билеты: 2 500–7 000 рублей

Режиссер, вобравший весь опыт питерского андеграунда, создатель Формального театра, соавтор постановок АХЕ, а в последние шесть лет худрук БДТ, однажды он уже работал в Театре Наций – в 2012-м поставил здесь Circo Ambulanto, который можно назвать полуудачей, но забыть его очень трудно. Спектакли Могучего вообще обладают свойством пускать внутри зрителя корни и прорастать там еще пару лет после просмотра. «Сказка про последнего ангела» – микс, составленный самим Могучим и его соавтором Светланой Щагиной из рассказов писателя и математика Романа Михайлова и сказки ушедшего в 1994-м сценариста Алексея Саморядова. «Дюба-дюба», «Лимита», «Дети чугунных богов» – Алексею Саморядову и Петру Луцику удалось зафиксировать 90-е в кино так, как не удалось никому. Вот и в «Сказке о последнем ангеле» дело происходит в 90-е. Лишившись квартиры, безработный Андрей оказывается в психушке, потом сбегает в Москву – искать свою бывшую любовь Оксану (Муся Тотибадзе). Но это «в реале». В сознании же Андрея все так перемешано, что Оксана оказывается Царевной Лебедью, а вокруг нее – все какие-то зомби да медведи. Да, собственно, и Андреев на сцене два (Павел и Данила Россомахины). Переход реальности в вымысел и даже, кажется, переход того света в этот на сцене удалось создать художнику Марии Трегубовой. Подружку главной героини играет Виктория Мирошниченко (та самая дылда из «Дылды»), а заботливую соседку, она же недобрый клоун, – Лия Ахеджакова, существующая на уровне своих лучших киноролей. И уже ради этого стоит досмотреть 3,5-часовую «Сказку» до конца.

«Занос»

Декабрь в театре: 8 главных событий

Фото: Мастерская Брусникина

«Практика»

Большой Козихинский переулок, 30
12, 13 декабря
Билеты: от 3 500 рублей

Копродукция «Практики» и Мастерской Брусникина идет на крошечной сцене первой, так что посмотреть ее пока мало кому удалось. Между тем на сегодня это лучший спектакль Юрия Квятковского и одна из самых удачных постановок текстов Владимира Сорокина.
«Мне давно хотелось из читателя сделать зрителя – набоковская визуальность мне близка» , – произносит в наушниках сам Сорокин. Вооружившись этими словами, режиссер не пошел по пути прямой иллюстрации, а придумал вместе с художницей Полиной Бахтиной многослойный визуальный ряд, тождественный пьесе, в которой лингвистическая игра со всеми значениями слова «занос» соседствует со зловещей пародией на интеллигентские культурные мифы. На смысл у Квятковского работают не только свет, звук, декорации, запах «Доширака», который поедает у ног первого ряда охранник, но даже человеческие биографии актеров, среди которых Максим Виторган, Николай Фоменко и Андрей Фомин, по очереди играющие главного героя.

«Капкан»

Декабрь в театре: 8 главных событий

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

«Ленком»

улица Малая Дмитровка, 6
2, 3, 10, 11 декабря
Билеты: от 600 рублей

Самая печальная – из-за ухода Марка Захарова – премьера сезона по жанру – почти шпионская история, триллер с элементами фантастики. В ее основе лежат произведения Владимира Сорокина, перемежающиеся документальными вставками и сочинениями самого режиссера. Путешествуя во времени, герои спектакля переносятся с сегодняшнего побережья Италии в 30-е годы прошлого века – прямо в кабинет усатого вождя народов. И там у Сталина вдруг появляется двойник. В роли Сталина – какой-то совершенно новый Дмитрий Певцов. Марк Захаров успел увидеть черновой прогон в репетиционном зале, для сцены спектакль адаптировала Александра Захарова, а декорации (их макет тоже утверждал Захаров) делал художник спектаклей Туминаса Мариус Яцовскис. Больше пока ничего не известно. Но если вспомнить любимое изречение МА: «Если в зале в течение двух минут ничего не происходит, нужно либо взрывать петарду, либо уходить со сцены», – можно поверить, что скучно не будет.

Но это, конечно, не все – помимо московских премьер, не стоит забывать и о фестивалях. Если вы пропустите «Ребро на столе: мать» Анхелики Лидделл и Zauberland Кэти Митчелл на фестивале NET, то поддержать беседу в приличном обществе ближайшее время и не надейтесь.

Алла Шендерова

29 ноября