Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

В 2020 году исполняется 95 лет со дня рождения великой российской примы Майи Плисецкой. По этому случаю в галерее «ГРАУНД Солянка» 16 декабря открылась выставка, посвященная ее жизни и творчеству. Куратор – театральный художник Мария Трегубова. В основе экспозиции – одноименная автобиографическая книга «Я, Майя Плисецкая». Рассказываем, почему тотальную инсталляцию стоит увидеть даже тем, кто не любит балет.

Выставка уместилась в шесть маленьких комнат, каждая из которых – отдельная история из жизни Майи Михайловны, причем достоверная, основанная на реальных воспоминаниях балерины. Рядом лежит книга, это та самая автобиография «Я, Майя Плисецкая». Обязательно полистайте ее, в ней есть закладки и красным подчеркнуты цитаты, которые объясняют смысл комнат.

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Мария Трегубова
куратор выставки
Для меня Майя Плисецкая – человек, достойный восхищения, практически богиня. К сожалению, я не была знакомы с ней лично, поэтому этот проект – моя возможность соприкоснутся с этим удивительным человеком. И в ту же очередь это огромная ответственность: даже когда смотришь ее фотографии, хочется выпрямить спину, поднять голову и соответствовать ее высочайшему уровню. Для меня самая поразительная особенность Плисецкой – это то, что она всю свою жизнь всегда и во всем была не исполнителем, а автором, причем даже чужих идей. Она как художник подходила к любым событиям, бытовым в том числе. Работая над проектом, я пыталась создать портрет Майи Плисецкой. Мне не хотелось, чтобы это была статичная иллюстрация, поэтому получилась серия образов: я соединила цитаты из книги с абстракцией.

8 телевизоров

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Михаил Голденков/The City

Первое пространство – комната, где стоит восемь телевизоров, на каждом экране закольцовано выступление Майи Плисецкой, соответствующее определенному периоду ее жизни: 40-е, 50-е и так далее по десятилетиям. Между номерами балерины есть видеовставки, которые описывают временной контекст. Например, в выпуске о 40-х годах мелькает Сталин, это подготовка к войне, а в в 90-х – Ельцин, развал СССР. Кстати, модели телевизоров тоже все разные: для демонстрации 40-х подобрали аппарат с лупой. Напротив каждого экрана – стул, тоже артефакт из представленной эпохи.

Белая инсталляция любви

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Михаил Голденков/The City

В абсолютно белой комнате стоит белое пианино, клавиши которого автоматически воспроизводят композиции Родиона Щедрина: в инструмент встроена специальная система, которая повторяет динамику пальцев музыканта. На самом деле это салон, посвященный любимому мужу Плисецкой – Щедрину. Здесь играют исключительно его произведения, часть из которых посвящена Майе Плисецкой. Хотя композитор не раз повторял, что все его творчество – одно большое послание жене. Услышите фрагменты из «Кармен» и «Конька Горбунка». Майя Михайловна мечтала, чтобы музыку ее мужа слушали очень внимательно, так что не спешите уйти из этой комнаты: здесь есть возможность прочувствовать любовь Плисецкой и Щедрина.

Комната страха

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев

Мрачная черная инсталляция с «окошками» в стенах: зрителю придется подглядывать за жизнью Майи Михайловны точно так же, как за ней подглядывал КГБ. Вообще судьба балерины связана с преследованиями. Сначала посадили мать, расстреляли отца. После за ней самой долгие годы следили спецслужбы СССР: об этом она часто рассказывала в своих интервью, их как раз услышите в каждом «окошке» этой комнаты (не стесняйтесь, прислоняйте ухо и слушайте). Таких «глазков» в комнате около семи, за каждым определенный объект. Например, где-то спрятана личная чашка Плисецкой, в другом «окошке» – шляпа от Пьера Кардена (любимый кутюрье балерины), в третьем Майя завязывает пуанты, а в четвертом расчесывает свою рыжую копну волос.

Большой театр

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Михаил Голденков/The City

Без Большого нельзя представить жизнь Плисецкой, поэтому ему отвели отдельную комнату. Чтобы увидеть инсталляцию, надо подняться по красной лестнице – символу творческой судьбы балерины. Только с девятой ступени (а всего их 11) можно увидеть макет главного театра России, а если точнее, его исторический зал с блестящей люстрой и маленькой балериной на сцене, в которой нетрудно узнать Майю Михайловну.

Коммунальная квартира

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Михаил Голденков/The City

Здесь балерины (живые девушки) танцуют рядом с советскими газовыми плитами. К сожалению, перформанс с настоящими актерами будет идти всего пару дней: 17 декабря и еще два дня (дата пока неизвестна), в обычные дни вместо балерин будут голограммы.

Плисецкая часто говорила, что при всем внешнем лоске ее жизни как звезды российского балета (единственной, кто выступил на всех правительственных концертах) она долгое время прожила в коммунальной квартире. Именно здесь она выросла из обычной танцовщицы в гения балета. Так что ассоциативный образ коммунальной квартиры тут неслучайно: это аллюзия на ее жизнь до славы.

Зеркальный зал

Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины

Фото: Михаил Голденков/The City

Комната-шутка. Сюда лучше заходить, когда не играет музыка. Попадаете в обычный балетный класс с зеркалами на стенах: зритель видит свое отражение. Чуть позже голос Майи Михайловны начинает напевать мелодию из «Раймонды», в этот момент световая партитура в зале меняется и зритель видит зазеркалье, где танцует маленькая девочка. Инсталляция для тех, кто хочет на миг почувствовать себя Плисецкой.



«ГРАУНД Солянка», Солянка, д. 1/2, стр. 2
Пн-Вс 12:00 – 22:00
Выставка с 18 декабря 2019 до 19 января 2020
Билеты: 300 рублей, льготный — 150 рублей


Ксения Сергиенко

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости