На Netflix стартовал «Ведьмак» – дорогостоящий и амбициозный сериал по мотивам фэнтези-бестселлера польского писателя Анджея Сапковского с американским сверхчеловеком Генри Кавиллом в главной роли. И это отнюдь не первая в этом году попытка занять место фантастической саги, пустующее с тех пор, как растаял железный трон «Игры престолов». Кинокритик Егор Москвитин рассказывает о пяти других претендентах.
В конце лета на Amazon вышло викторианское стимпанк-фэнтези «Карнивал Роу» с благородно стареющим Орландо Блумом из «Властелина колец» и супермоделью Карой Делевинь из не менее фэнтезийных дефиле-шоу Victoria’s Secret. В этом сериале государство, похожее на Англию, населяют беженцы из сказочных миров, а Джек Потрошитель оказывается оборотнем, охотившимся на фей.
В другом важном фэнтези года, «Темных началах» по мотивам саги Филипа Пуллмана, похожие декорации (университетский городок, громоздкие дирижабли, бронированные медведи) используются для иллюстрации уже богоборческого сюжета. Маленькая правдоискательница в этом сериале HBO бросает вызов взрослому миру, построенному на религиозной лжи. Но ни «Карнивал Роу», ни «Темные начала» не сумели стать сагами, о которых без устали говорят миллионы людей.
А произойдет ли чудо с «Ведьмаком», мы поймем уже в эти длинные выходные, которые для многих зрителей на Западе благодаря Сочельнику и Рождеству продлятся аж до четверга. Пока ясно одно: запрос на новую сказку для взрослых – большой, всем понятный и способный всех захватить телевизионный мономиф – существует. Впереди пятисезонный сериал по «Властелину колец», экранизация «Сэндмена» Нила Геймана, телеверсии «Конана Варвара», «Темной башни» Стивена Кинга, «Хроник вампиров» Энн Райс, фантастических «Диких карт» Джорджа Мартина и «Хроник Нарнии».
Ниже еще пять пять пока что менее известных фэнтези-сериалов, производство которых или уже началось, или вот-вот начнется.
Вторая после «Властелина колец» крупная ставка сервиса Amazon – экранизация фэнтези-эпопеи, начатой писателем Робертом Джорданом и завершенной уже после его смерти Брэндоном Сандерсом. Мир «Колеса времени» – это одновременно и давнее прошлое, и далекое будущее Земли с параллельными измерениями и верой в перерожденного дракона (почти что обещанного принца из «Песни льда и огня»), который однажды придет, чтобы остановить тьму. Сага насчитывает 14 (!) томов, больше половины из которых стали бестселлерами № 1 в списке продаж The New York Times. Роль предводительницы крестового похода детей, решивших отыскать того самого дракона-мессию, сыграет прекрасная Розамунда Пайк из «Исчезнувшей» и «Гордости и предубеждения». «Колесо времени» – представитель разом двух школ: фэнтези темного и фэнтези философского. Даже компьютерная игра по его мотивам, выпущенная почти двадцать лет назад, была очень мрачной.
Долгожданная экранизация «Плоского мира» Терри Пратчетта с его объемным юмором, узнаваемым британским духом, запредельным для комедии гуманизмом и безудержным воображением, которому мог бы позавидовать и тезка Гиллиам. В «Плоском мире» разворачиваются события аж 41-го удивительного романа, и в каждом из них происходят престранные, уморительные и трогательные вещи. Вот Смерть оказывается усталым клерком; вот в городскую стражу в рамках пропаганды мультикультурализма и инклюзивности начинают набирать троллей и гномов; а вот почтальоны сходят с ума, доставляя экзотические даже по меркам фэнтези посылки. Героями 8-серийного юмористического фэнтези от респектабельного канала BBC America станут именно что патрульные Анк-Морпорка – сказочного города, напоминающего разом и Лос-Анджелес, и Лондон. В романе «К оружию! К оружию!» между неудачливыми, но обаятельными стражниками возникала химия того же порядка, что и в «Полицейской академии». И уж совсем радостно на душе становится от мысли, что сценарием сериала по Пратчетту занимаются люди с таким же, как у него, парадоксальным мышлением – авторы «Доктора Кто» и «Молокососов».
Действие рассказов и романов Урсулы Ле Гуин происходит на планете, полной маленьких архипелагов, и ее причудливые островные культуры максимально не похожи друг на друга. Кажется, именно это в свое время заставило взяться за экранизацию трудов писательницы японских аниматоров во главе с Горо Миядзаки – сыном автора «Ходячего замка». Неизвестно, кто именно станет главным героем сериала, потому что компания Fox купила у потомков покойной Ле Гуин права на адаптацию сразу нескольких произведений. Но велика вероятность, что речь пойдет о Геде из «Волшебника Земноморья» – юном маге, по-джедайски взрослеющим в конфликте с внутренними демонами. Он проклятое дитя, так что в этом романе воспитания наверняка найдется место классическим сюжетным ходам из «Оливера Твиста», «Гарри Поттера» и «Звездных войн». Но сделаны они будут в абсолютно уникальном окружении – так что это фэнтези как минимум визуально будет выделяться среди других.
Это пока что не завершенная фэнтези-трилогия Патрика Ротфусса с концепцией, напоминающей об «Интервью с вампиром» (которое, к слову, тоже скоро превратится в телесериал). Главный герой – знаменитый летописец, вызвавшийся быть биографом для одного барда, странника и авантюриста. Тот когда-то пережил приключения, которых хватит на пару «Ведьмаков», но теперь отошел от дел и содержит постоялый двор. Истории в этом фэнтези рождаются на стыке трех стихий: того, что действительно произошло, того, что додумал ненадежный рассказчик, и того, как все это приукрасил талантливый писарь. Этот немного ироничный (но при этом абсолютно эпический!) расклад, возможно, и привлек к проекту режиссера «Зловещих мертвецов» Сэма Райми, который снимет по романам фильм – и даст начало грядущему сериалу.
Равка – сказочная версия России 19-го века; большая страна, расколотая большим горем. В этот раз, правда, во всем виноваты не большевики, а таинственный мрак, разделивший державу на две части. Одну опустошают монстры, в другой держат оборону от тьмы люди. Проводниками сквозь зараженную пустошь выступают, не смейтесь, «Гриши» – сталкеры с магическими способностями. Главная героиня романа – юная Алина Старкова. А интрига, стало быть, в том, получится ли из Алины хороший Гриша. Несмотря на дикое для нашего уха описание, «Тень и кость» писательницы Ли Бардуго – популярное фэнтези о взрослении. Изначально за экранизацию думали взяться мастера сказок из DreamWorks, но в итоге проект отошел к влюбленному в подростков Netflix. Продюсером стал Шон Леви – автор «Очень странных дел». А сценаристом – Эрик Хайсеррер, год назад удививший всех «Птичьим коробом» с Сандрой Буллок. Наконец одну из главных ролей в этом экзотическом фэнтези сыграет Бен Барнс из «Мира Дикого запада» и «Дориана Грея».
23 декабря, 2019