Во время январских каникул свободных от повседневных забот часов становится явно больше. Мы выбрали десять больших романов 2019 года, в которые можно будет погрузиться всерьез и надолго. Все их, кстати, вы можете найти на нашей специальной полке The City – в магазине «Республика» на Патриарших прудах.
Уж если и уходить в воображаемый мир с головой, то пусть это будет мир Вивиан Моррис в декорациях Нью-Йорка 1940-х годов. Главная героиня рассказывает нам во всех подробностях о своей не самой типичной юности: отношения с родителями, переезд в большой город, театральная тусовка и собственная сексуальная революция. Автор бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт после долгого перерыва в художественной литературе создала нечто по-настоящему фундаментальное: образ женщины, которая осмелилась быть счастливой так, как хочется именно ей. И ее пример просто не может не быть заразительным.
Еще один долгожданный роман от создателя мирового хита «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски. Этот год вообще был богат на такие вот писательские камбэки. Чбоски приготовил историю о мальчике Кристофере. Он переехал в другой город, пошел в новую школу, но одиноким себя совсем не чувствует, ведь он слышит голос друга. Славный человек увлекает мальчика за собой в лесную чащу, где в преддверии Рождества ему предстоит построить домик на дереве и открыть вход в воображаемый мир. Звучит как завораживающий мистический триллер? Так и есть, читаем и ждем экранизацию.
«Один из самых тихих голосов британской литературы» – так об Элизабет Боуэн, писательнице и подруге Вирджинии Вулф, пишет в предисловии к книге Анастасия Завозова (переводчица «Щегла» Тартт и «Маленькой жизни» Янагихары). Роман Боуэн по роковой случайности стал для русского читателя потерянным звеном истинного британского стиля. А между прочим здесь есть все ключевые для него положения вроде препарирования самых глубинных чувств и поэтического внимания к пейзажу. Историю взросления наивной сироты Порции не заглушают авторские оценки и пышные диалоги других героев – все для того, чтобы вы рассмотрели настоящую человеческую драму во всех деталях.
Представить уходящий год без комиксов просто невозможно. Один из лучших в этом году – первый в своем роде графический роман о репрессиях и блокаде Ленинграда от молодой петербургской художницы Ольги Лаврентьевой. Она написала о жизни своей бабушки Валентины Викентьевны Сурвило – ее личная история становится отражением судеб миллионов людей в нашей стране. Автор погрузилась в этот сюжет на несколько лет: подробно записывала рассказы бабушки и ходила в архив ФСБ, чтобы узнать подробности ареста прадеда, который был репрессирован в 1937 году. Художественные высказывания такой силы – все еще редкость в отечественной литературной реальности.
Уайтхед – один из самых влиятельных афроамериканских писателей. Его книга о борьбе с рабством в Америке XIX века стала настоящим событием в мире американской литературы в 2006 году. Награды и восторженные отзывы критиков выстроились в очередь. А все почему? Автор превосходно смещал историческую правду с художественным вымыслом, отсылками к сегодняшнему дню и даже фантастическими допущениями. Всем этим он поставил себя в один ряд с уже признанными мастерами: Гюго и его «Отверженными», Тони Моррисоном и ее «Возлюбленной», Маргарет Этвуд и «Рассказом служанки».
Первое издание исторического романа французского писателя американского происхождения Джонатана Литтелла вышло на русском языке в 2011 году. Спустя восемь лет выяснилось, что эта многостраничная история, рассказанная от лица офицера СС, потеряла при переводе примерно 20 страниц текста. Читатели в шоке, автор в шоке – издательству пришлось срочно выпускать роман в новой редакции. Так что в этом году у нас всех впервые появилась возможность прочитать книгу в том виде, в котором ее и задумал автор. А, по мнению критиков, написал он «одно из самых значимых художественных произведений о Второй мировой войне».
«Место для нас» – дебют Сары-Джессики Паркер как литературного редактора. Первой в своем собственном издательстве она решила выпустить семейную сагу от молодой и никому до этого неизвестной писательницы. Фатима Фархин Мирза начала создавать свой роман в 18 лет, а закончила лишь спустя десятилетие. Получилась непростая история семьи индийских мусульман-мигрантов, которые пытаются вписаться в американскую жизнь. Одна из дочерей выходит замуж вопреки традициям и по большой любви, вторая идет работать в школу в хиджабе. А единственный сын и вовсе главное родительское разочарование – бросил учебу и ушел из дома. Перемены внутренние и внешние неминуемы, но вот главный вопрос: смогут ли они, герои, сохранить главное – любовь и уважение друг к другу?
Время действия – перестроечный СССР. В детский пионерлагерь на берегу реки приезжает новый вожатый. Довольно быстро ему становится понятно, что происходит что-то странное. Роман, который начинается как ностальгическая история, отлично подойдет всем, кто успел поносить красный галстук. Те, кто помоложе, проникнутся вряд ли, несмотря на всю текстовую динамику. Так или иначе, по духу это в хорошем смысле трешовый приключенческий роман. Даже триллер. Взять с собой на каникулы – самое то.
Австралийский автор Маркус Зусак тоже из тех писателей, что не торопятся радовать жаждущих новых впечатлений поклонников. В 2005 году он написал «Книжного вора», попал в число классиков современной литературы, а затем ушел в тень на тринадцать лет. Новоиспеченный лидер продаж снова о детях в непростых обстоятельствах. На этот раз их пятеро – все из одной семьи. Их мать давно умерла, а отец на несколько лет ушел из дома, но потом вернулся с неожиданным предложением. Он решил строить мост и просит сыновей помочь ему. На странную просьбу откликается только один из них – тихий подросток по имени Клэй. Вместе с ними двумя вы и попадете на эту непростую стройку, итог которой будет очень непредсказуемым.
Чтобы описать историю семи поколений своей семьи, американец Алекс Хейли провел в 57 библиотеках 6 500 часов. Но это неточно. В правдивости такой информации многие эксперты до сих сомневаются. Как бы там ни было на самом деле, как художественное произведение этот роман точно заслуживает внимания. Ведь в семидесятые текст имел невероятный успех и значение для огромной части населения Америки (многие вообще заинтересовались темой рабства только с руки Хейли). Через год после публикации, в 1977 году, по книге сняли сериал. Заключительный эпизод собрал у экранов в два раза больше зрителей, чем финальная серия «Друзей». А Кунта и Киззи (имена дальних родственников автора) стали самыми популярными именами для новорожденных в США.
23 декабря, 2019