«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Комедия с Милошем Биковичем и Сашей Бортич от автора «Текста», великая фантазия Хаяо Миядзаки, блокбастер Первого канала – кинокритик Егор Москвитин коротко рассказывает о главных фильмах и сериалах этой недели.

«Холоп»

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: «Централ Партнершип»

Главный сюрприз новогоднего проката в этом сезоне состоит в том, что комедия про перевоспитание мажора с Милошем Биковичем, Сашей Бортич и Иваном Охлобыстиным в главных ролях оказалась а) никакой не комедией, а полноценной драмой; б) кино не спекулятивным, а изобретательным, неленивым, дорогим, качественным и попросту очень интересным. Герой Охлобыстина управляет агентством, которое ради решения психологических проблем своих клиентов готово смоделировать любую жизненную ситуацию. Жестокого и избалованного московского повесу, к примеру, стараниями сотен актеров, декораторов, сценаристов и художников по костюмам можно отправить в русскую деревню образца 1861 года. И недалекий юноша поверит, что оказался в прошлом и в любой момент может быть высечен барином – отвратительным хозяином жизни, которым герой еще недавно сам себя ощущал.

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: «Централ Партнершип»

Главная прелесть «Холопа» Клима Шипенко (самого результативного российского режиссера года – он же в этом году снял сокрушительный «Текст») состоит не в том, что он дает зрителям поиздеваться над папенькиным сыночком (то есть типажом, у которого в реальной жизни все хорошо – пока у зрителя, увы, плохо), а в том, что это кино для тех, кого кино интересует не только как художественный результат, но и как съемочный процесс. Искусственная (или, как сейчас говорят, «антропологическая») деревня, построенная ради героя, функционирует по всем законам «Мира Дикого запада». За лесом есть командный центр, в котором сидят режиссер, сценаристы и кризис-менеджеры. В каждом стоге сена спрятан микрофон, а по небу летает дрон, замаскированный под черного ворона. Актрис ругают за то же, за что после «Викинга» досталось Козловскому – за кружевные трусы под крестьянским подолом. А каждая импровизация на площадке ведет к забавным сбоям в сюжетной линии. Другими словами, «Холоп» не очередная «народная» комедия, а утонченный скетч. Так могла бы выглядеть полнометражная пародия Saturday Night Live на «Мир Дикого запада» или «Хижину в лесу».

Вдобавок хорошие актерские работы и как минимум одна действительно непредсказуемая и психологически достоверная сцена делают фильм убедительным и в качестве романа перевоспитания, и романтической мелодрамы. Единственное, чего ему не хватает, – высокой плотности шуток, которая есть в том же «Джуманджи». Кажется, авторы так хотели сделать интеллигентную драму, что забыли, что мы, вообще говоря, не против и просто поржать.

«Ходячий замок»

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: «Централ Партнершип»

На самом деле этому мультфильму, впервые показанному на Венецианском кинофестивале, уже 15 лет, просто до российского проката он добрался только сейчас. И за возможность увидеть его именно на большом экране и услышать не дубляж, а строгую поэзию японского языка, имеет смысл заплатить. «Ходячий замок» – великая фантазия Хаяо Миядзаки о мудрой Старой Европе, которой в 1914 году вдруг хватило храбрости сложить оружие. Действие происходит в условной европейской стране в городе с дворцами, как в Будапеште, с окрестными лугами, как в Эльзасе, и с пристанью вроде той, по которой гулял Ганс Христиан Андерсен, сочиняя свои сказки. Царицы и генералы здесь носят облачения русских дворян, а в небо, кряхтя, поднимаются немецкие цеппелины. Но наравне с людьми в этом мире живут ведьмы и сказочные существа, а каждая девушка в городе трепещет от мысли, что ее сердце украдет мальчик из огромного замка, что бродит по свету на курьих ножках. Творчество Миядзаки открыто всему миру, поэтому именно с распутывания этого постмодернистского (но гуманистического!) клубка мифов и легенд и стоит начинать знакомство с японским аниме. И других таких оказий может просто не быть.

«Союз спасения»

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Грандиозный блокбастер Первого канала, еще до премьеры расколовший зрителей пополам. Но это не новость; гораздо удивительнее то, что и после показа люди видят в нем совершенно противоположные вещи. Кому-то драма о восстании декабристов кажется предостережением от любых протестов и убедительной художественной дискредитацией всей русской интеллигенции. А кому-то – чуть ли не песней буревестника, воодушевляющей и восхваляющей прекраснодушных и благородных молодых патриотов, готовых умереть за будущее своей страны. Ясно одно: фильм получился отчаянно красивым. Но его рваной драматургии не под силу никого и ни в чем убедить. Ведь наш зритель в своем умении видеть кино насквозь давно достиг мастерства, которое самим авторам кино и не снилось.

«Иван Царевич и Серый Волк 4»

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: «Наше Кино»

Секрет успеха новогодних мультфильмов студии «Мельница» не только в их безальтернативности (она – следствие правильной рецептуры), но и в том, что они дают зрителям гарантию: дети во время сеанса не увидят и не услышат ничего такого, что может их ранить или сбить с толку. Вместо этого они будут смеяться понятным шуткам и радоваться ярким картинкам, а взрослые будут лениво читать предназначенный специально для них метатекст. В этом году их, в частности, позабавит, что по сюжету в Тридевятом царстве установилась зима масштаба «Игры престолов» – в то время как у нас за окном косые дожди.

«Два папы»

«Холоп», «Союз спасения» и другие премьеры недели

Фото: NetFlix

А этой премьере уже неделя, просто Netflix стал бесстыжим настолько, что может себе позволить выпускать в один день «Ведьмака» (возможно, самый масштабный сериал года) и фестивальное кино уровня «Двух пап». В этой драме бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша (после «Слепоты» которого трудно не прозреть и не влюбиться в материковый кинематограф) трутся друг о друга две тектонические плиты – Энтони Хопкинс в роли Папы Бенедикта и Джонатан Прайс (его Воробейшество из «Игры престолов») в роли Папы Франциска. И получается не то самое странное на свете бадди-муви, не то стенограмма разговора двух величайших умов, решивших заново сотворить мир. Ни в коем случае не пропустите эту беседу!

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

25 декабря, 2019

Новости