Если в новом году вы решили начать ходить в театр, а количество отметок «интересует» в фейсбуке сводит с ума, не спешите паниковать. Театральный критик Алла Шендерова составила список самых ожидаемых театральных событий.
Когда: 17, 18 января
Смотр лучших российских спектаклей прошлого года, кульминация которого обычно приходится на конец марта, а церемония вручения наград намечена на 15 апреля, на самом деле начнется гораздо раньше. 24 февраля стартует «Маска плюс» со спектаклями из лонг-листа премии. А еще до этого в программе «Зарубежные спектакли» покажут шедевр: постановку хореографа Анны Терезы де Кеерсмакер «Барток / Бетховен / Шёнберг». 59-летняя бельгийка Кеерсмакер уже вошла в историю танца, и если вы хоть раз увидите ее спектакль, то забыть уже не сможете. Подробности и билеты – тут.
Режиссер Дмитрий Черняков, получивший премию в номинации «Опера/Работа», во время церемонии вручения премии «Золотая маска» в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Фото: Сергей Карпов/ТАСС
Когда: 14 февраля 2020
Дмитрий Черняков не ставил в Большом с 2011 года – со времен премьеры «Руслана и Людмилы», открывшей историческую сцену после реконструкции. Спектакль вызвал скандал – как, впрочем, почти все работы режиссера на родине. С тех пор Черняков трудился в лучших оперных домах Европы и успел стать одним из самых востребованных постановщиков. Если вам еще не доводилось видеть его спектакли, то лучше усвоить заранее: в этой версии оперы Римского-Корсакова со зрителем не будут разговаривать языком былин, вся она окажется историей о современных людях и их фобиях. Однако у «Садко» есть одно отличие от прежних премьер Чернякова: обычно свои постановки он оформляет сам, но в этот раз на сцене будут декорации, сделанные для прежних версий «Садко» русскими художниками начала-середины ХХ века. То есть современная история обретет ретрораму.
Когда: 28 февраля
Один из самых интересных литовских режиссеров рискнул ставить чеховскую пьесу в театре, который когда-то сделал «Чайку» своим манифестом. В его версии не будет исторического флера, а проявления чувств у героев ожидаются абсолютно сегодняшние, взрывные и нелогичные. Роскошную премьершу Аркадину сыграет роскошная Дарья Мороз, за плечами которой немалый опыт чеховских ролей: в «Чайке» Богомолова она играла Машу, а в его же «Трех сестрах» – барона Тузенбаха. Тригорина сыграет Игорь Верник, Сорина – Станислав Любшин, а Костю Треплева и Нину Заречную – новое поколение мхатовцев: Кузьма Котрелёв и Паулина Андреева.
Когда: конец марта
В марте 2020-го откроется «ГЭС-2» – грандиозный выставочный проект фонда V-A-C, который займет здание на Болотной набережной, прежде принадлежавшее Городской электростанции. Теперь там будет город-сад, а точнее – небольшая березовая роща, скрывающая вход в грандиозное пространство для выставок, творческих мастерских, фотолабораторий, и зал на 420 мест. Культурный кластер откроется выставкой и серией перформансов. В те же дни в лабораторном корпусе МЭИ покажут «ГЭС-оперу» (музыка Дмитрия Власика, текст Андрея Родионова) в постановке Всеволода Лисовского. Один из самых необычных и, вероятно, лучших спектаклей прошлого сезона тоже возник по заказу V-A-C – его собирались показывать на открытии «ГЭС-2». Но спектакль Лисовского как влитой вписался в 9-этажный архив МЭИ с медленно заворачивающейся спиралью без ступенек вместо лестницы (его архитектура едва ли уступит музею Гугенхайма в Нью-Йорке), так что его решили оставить там. Даже если вы никогда не были в опере, но хотите знать, что такое современное искусство в лучшем, остроумнейшем изводе, вам сюда.
В марте и апреле нас ждут заметные премьеры в Театре на Малой Бронной, который в этом сезоне квартирует во Дворце на Яузе. Вполне возможно, среди них будут и «Покровские ворота». Богомолов просит временно не раскрывать подробностей. Следим за обновлениями.
Когда: 8, 9, 10 марта в Берлине; конец июня – в Москве
Deutsches Theater, еще в 2016-м договорившийся с Серебренниковым о постановке «Декамерона», решил больше не откладывать постановку: «Если режиссер Кирилл Серебренников из-за ежедневных судов и отсутствия паспорта не может приехать в Берлин, то Deutches Theater Berlin принял решение приехать репетировать в Москву», – цитирует пресс-служба «Гоголь-центра» интенданта DTB Ульриха Хуона. Репетиции начались 10 января: пьесу по роману Боккаччо написал сам Серебренников, а в Москву прибыла немецкая команда вместе с легендарной Ангелой Винклер – звездой фильмов Фассбиндера, участницей многих знаменитых постановок, включая спектакли Роберта Уилсона. «Декамерон» будут играть на двух языках одновременно, с российской стороны в нем будут участвовать Филипп Авдеев, Александра Ревенко, Георгий Кудренко, Ян Гэ и другие артисты.
Когда: в мае – в Риге, в сентябре – в Москве.
Еще один международный проект «на два дома». Его ставит Алвис Херманис – автор «Рассказов Шукшина», одного из самых успешных спектаклей десятилетия, который вновь работает в Москве. Раису Максимовну и Михаила Сергеевича сыграют Чулпан Хаматова и Евгений Миронов – говорят, их и режиссера консультировал сам первый президент СССР. Спектакль покажут сначала в Риге, а потом в Москве – он откроет следующий сезон в Театре Наций.
Когда: ноябрь
Другой мегапроект театра, возглавляемого Евгением Мироновым. Звезда мировой режиссуры, Робер Лепаж редко ставит классику – обычно тексты для своих спектаклей он сочиняет сам. Но для русских (как и в случае со спектаклем «Гамлет|коллаж») сделано исключение. На этот раз маэстро обошелся личной инсценировкой Булгакова. «Я просил роль Понтия Пилата, но он дал мне Мастера и еще одного персонажа», – говорит худрук театра. Маргариту же вполне предсказуемо исполнит Чулпан Хаматова.
Когда: сентябрь 2020 года
Крымов ставит оперу Моцарта, но делает это по-своему. Артисты Мастерской, среди которых Евгений Цыганов, уже берут уроки вокала у итальянского педагога. За музыку отвечает Кузьма Бодров. Больше пока ничего не известно. Ах да, сам Дмитрий Крымов просит передать, что Цыганов играет совсем не того, кого вы подумали.
Когда: осень 2020 года
Не стоит путать этот оперный спектакль с уже идущим в том же театре драматическим проектом «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы». Да, в основе обоих – тексты римского писателя Апулея, написанные во втором веке нашей эры. Но это, собственно, все сходство. Как подчеркивает режиссер, его проект – опера, все занятые в нем – профессиональные певцы. «Обычная опера на полтора часа. Вернее, весьма необычная, но на полтора часа», – вот и все, что по этому поводу говорит сам Мирзоев.
Когда: сентябрь – октябрь 2020
Фестиваль, задавший Москве жару минувшей осенью (вспомните хотя бы Саймона Стоуна с его «Медеей») не собирается снижать планку. Среди вероятных планов: спектакль швейцарца Жерома Беля, умеющего сводить на одной сцене профессионалов и людей с ограниченными возможностями и превращать действо в красивейший коллаж; постановка группы Peeping Tom – знаменитый physical theatre из Бельгии. И если все сложится, спектакль Роберта Уилсона.
Когда: ноябрь – декабрь 2020
Фестиваль, как обычно, начнется вскоре после окончания «Территории». Обещают много чудес, среди них, во-первых, фантастические «Три сестры» из Мюнхенского Каммершпиле в постановке Сьюзен Кеннеди. «Фантастические» в данном случае – это не фигура речи. «Что изменилось бы, если бы мы могли проживать каждый момент своей жизни по несколько раз?» – задается вопросом Кеннеди. Ответом будет, собственно, сам спектакль. Кроме него NET планирует показать литовскую экооперу «Солнце и море» («Марина»), ставшую победителем Венецианской биеннале–2019. Да-да, это именно ради нее вы хотели сорваться в Венецию и не успели. Теперь она, похоже, приедет к нам.
13 января, 2020