Рассказываем о каждом из 9 номинантов на звание лучшего фильма года и об их шансах на победу. Картины расставлены от наименее вероятного победителя к главному фавориту. Ставки сделаны.
О чем это: о великой гоночной дуэли между Ford и Ferrari и о пассионарных мужчинах, готовых погибнуть ради того, чтобы всем рекордам своим звонкие дать имена.
Какие награды уже есть у фильма: только премии «Спутник» за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую роль; последняя досталась Кристиану Бейлу. Но «Спутник» – премия от международной прессы. С ней можно было рассчитывать в лучшем случае на «Золотой глобус», но и там «Ford против Ferrari» уже прокатили.
Шансы на победу: почти нулевые. «Ford против Ferrari» – наименее титулованный из всех участников гонки, а Киноакадемия проигнорировала его главное сокровище – Мэтта Деймона и Кристиана Бейла. В технических номинациях – особенно связанных со звуком – фильм наверняка победит, но для главной трассы лошадиных сил у него маловато.
О чем это: о маленьком мальчике из Гитлерюгенда и его воображаемом друге – веселом эксцентрике Гитлере (Тайка Вайтити), который любит мясо единорогов и прыгать в окно, когда домой возвращается мама (Скарлетт Йоханссон). «Кролик ДжоДжо» – попытка снять нового «Великого диктатора» во времена, когда любая шутка может расколоть фильм пополам. Фильму Тайки Вайтити, напротив, удается этот мир склеить.
Какие награды уже есть у фильма: самая главная – приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто, где в свое время побеждали «Миллионер из трущоб», «Король говорит», «12 лет рабства» и «Зеленая книга». С другой стороны, там же побеждали «Ла-Ла Ленд» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», и куда их это привело?
Шансы на победу: не ахти какие. У фильма слишком мало дополнительных номинаций и слишком много умеренных отзывов из Торонто: в начале фестиваля фильм показался многим критиком дерзкой шуткой ради дерзкой шутки. И сомнительно, что в рейтингах академиков он займет вторую или третью строчку, а именно высокая средняя оценка чаще всего и ведет к победе.
О чем это: о двух корейских семьях – богатой и нищей – которые борются за жизненное пространство. Противостояние начинается как нелепая бытовая комедия, но быстро перерастает в остросюжетную драму. «Паразиты» – кино о социальной несправедливости и классовом неравенстве, понятное в любой точке мира. А еще это самый зрительский и эмоциональный из Каннских фильмов этого года, опережающий по драйву даже Тарантино: в мире, придуманном Пон Чжун-Хо, бывает и смешно, и одиноко, и страшно, и грустно.
Какие награды уже есть у фильма: например, «Золотая пальмовая ветвь» Канн. И «Золотой глобус» лучшему иностранному фильму. Поскольку «Паразиты» говорят на корейском и снимались в Азии, то мало кто ждал, что Киноакадемия включит их в основную категорию. Теперь в гетто для иностранцев выросли (пускай и незначительно) шансы «Боли и славы» Педро Альмодовара, а вот за самих «Паразитов» стало немного тревожно. Те, кто будет голосовать за них как за лучший фильм, вряд ли проголосуют за них и в категории для иностранцев. И наоборот.
Шансы на победу: низкие. Все помнят, как год назад Киноакадемия обошлась с мексиканской «Ромой», предпочтя ей американскую «Зеленую книгу». А вес Пон Чжун-Хо в Голливуде и того ниже. Из 11 иностранных фильмов, номинировавшихся на главный «Оскар», пока что не победил ни один. Впрочем, выдающийся актерский ансамбль «Паразитов» может принести ему симпатии лицедейского цеха. А еще сверхэмоциональная трагикомедия, у которой нет прямых жанровых конкурентов среди номинантов, легко может стать фильмом, который чаще всего окажется на 2-3 строчках в бюллетенях избирателей «Оскара». Так что сбрасывать его со счетов не стоит.
О чем это: о женщинах, которые борются за право сами рассказывать свои истории. Грета Гервиг очень деликатно и остроумно модернизирует классический текст Луизы Мэй Уолкотт. Может показаться, что это все еще роман воспитания для девочек, описывающий конец XIX века в американской глубинке, но на самом деле это вдохновляющая притча про то, что происходит здесь и сейчас. Да еще и с восхитительным актерским ансамблем – Сиршей Ронан и Эммой Уотсон, Флоренс Пью и Элайзой Сканлен, Лорой Дерн и Мэрил Стрип, Тимоти Шаламэ и Луи Гаррелем, Джеймсом Нортоном и Бобом Оденкерком.
Какие награды уже есть у фильма: «Маленькие женщины», как и «1917», решили начать свои «оскаровские» кампании без фестивальных премьер. И если фильму Сэма Мендеса этот ход пошел на пользу, то костюмной драме Греты Гервиг до сих пор везло меньше. Громче всего его пока что хвалит Альянс женщин – кинокритиков США.
Шансы на победу: кажется, они еще ниже, чем у проигравшей два года назад «Леди-птахи» той же Греты Гервиг. То, что блестящая рассказчица не получила режиссерскую номинацию, добавит фильму симпатий в прессе, но голосование по половому признаку не та мера, на которую пойдут профессионалы из Голливуда. А вот гениальная и вездесущая актриса Флоренс Пью, судя по количеству наград от самых разных критических сообществ, вполне может удивить всех, украв у Лоры Дерн и Скарлетт Йоханссон «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Что до самой Греты Гервиг, то у нее есть шансы завоевать приз за лучший адаптированный сценарий.
О чем это: о том, что времена кино про гангстеров, героизировавшего разбойников с большой дороги, прошли. И поставить точку в этом великом обмане выпало одному из его создателей – Мартину Скорсезе, автору «Казино», «Славных парней» и «Отступников».
Какие награды уже есть у фильма: пока что фильм (или, как говорят злые языки, мини-сериал) брал призы только у гильдий кинокритиков, но для успеха на «Оскаре» этого явно мало. Кстати, несмотря на то что кино подчеркнуто и даже агрессивно мужское, у его есть приз от Альянса женщин – кинокритиков США. Да и десять «оскаровских» номинаций (больше – 11 – только у «Джокера») – это тоже серьезно.
Шансы на победу: сомнительные. Мартин Скорсезе шел к «Оскару» так долго, что появился миф, будто бы его в Академии не любят. Точно так же, как не любили до поры до времени его верного компаньона Леонардо Ди Каприо. В итоге «Отступники» все же были названы лучшим фильмом, но и это многие истолковали как издевательство: режиссера наградили за прилежный ремейк азиатской драмы. Против «Ирландца» сыграет и это, и довольно-таки антиамериканский настрой фильма, и недоверие академиков к Netflix.
О чем это: о человеке, который смеется. «Джокер» Тодда Филлипса очаровывает не только игрой Феникса и стилизацией под раннего Скорсезе, но и двумя очень злободневными темами. Во-первых, это гимн маленьким людям, которых никто не слышит и не видит, которые готовы идти на отчаянные поступки, чтобы с ними начали считаться. Во-вторых, это деликатная история про человека с расстройством психики, а людей, которые страдают от различных душевных болезней, только в Америке, по официальной статистике, почти 50 миллионов, и им нужны свои голоса в кино.
Какие награды уже есть у фильма: «Золотой Лев» из Венеции. Но за всю историю фестиваля лишь один американский фильм, который на нем победил, добрался до главного «Оскара». И это была «Форма воды». Так что серьезным индикатором Венецию не назовешь.
Шансы на победу: невысокие. Как бы ни молодились в последние годы академики, комиксы для этих людей – все еще потемки. В «оскаровских» бюллетенях принято ранжировать фильмы от лучшего к худшему, и средний балл «Джокера» едва ли будет велик.
О чем это: о паре, переживающей развод после десяти лет брака, молчания, уступок и жертв, сопутствующих этому браку. У Ноа Баумбаха получилось глубокое и системное, но полное сострадания исследование семейной жизни; и грустное, и смешное. «Брачная история» легко может стать фильмом, который побудит своего зрителя что-то изменить в жизни. Но пока что именно критики ценят его больше, чем всевозможные академики, и это печально.
Какие награды уже есть у фильма: только «Золотой глобус» Лоры Дерн и несколько премий от региональных гильдий кинокритиков из США. Еще «Брачная история» вошла в список 10 главных фильмов года по версии Американского киноинститута. С 2010 года (когда Академия увеличила максимальное число номинантов на главный приз с 5 до 10), в список AFI попали 70 из 80 номинантов на «Оскар». Но, кроме «Брачной истории», в списке есть и «Ирландец», и «Кролик ДжоДжо», и «Джокер», и «Маленькие женщины», и «1917», и «Однажды в… Голливуде», и «Прощание», и «Ford против Ferrari», и даже «Дело Ричарда Джуэлла» Клинта Иствуда. Так что пользы от этого рейтинга немного.
Шансы на победу: умеренные. Самые сильные стороны «Брачной истории» – сценарий и актерские работы Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера, но и в этих номинациях фаворитами кажутся Квентин Тарантино, Рене Зеллвегер и Хоакин Феникс. А вот у Лоры Дерн есть хорошие шансы взять «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, и ее речь в случае победы наверняка будет такой же пламенной, как монолог про Деву Марию в самом фильме.
О чем это: о забытой войне, после которой не стало старой Европы и установилась жестокая и непредсказуемая реальность, которая удерживает весь мир в своих заложниках до сих пор. «1917» – военный эпос, многие сцены в котором сняты одним планом. Эдакий «Русский ковчег», причаливший в «Дюнкерке».
Какие награды уже есть у фильма: много призов за операторскую работу, музыку и звук, но так было и с «Дюнкерком». Зато «1917» взял два главных приза на «Золотом глобусе» – за лучшую драму и за лучшую режиссуру. Вряд ли военную картину поддержит самая большая из ветвей Академии – актерская, но технари от нее останутся в восторге.
Шансы на победу: наивысшие – серьезнее заявка лишь у Тарантино. С другой стороны, военные эпосы не побеждали на «Оскаре» очень давно, а в 1999-м году фильм «Спасти рядового Райана», собрав все гильдийные награды, неожиданно проиграл маленькой британской трагикомедии «Влюбленный Шекспир», спродюсированной Харви Вайнштейном. Так что расклад, при котором Сэм Мендес будет назван лучшим режиссером, а главный приз все же достанется продюсерам Тарантино, выглядит правдоподобней.
О чем это: о закате золотого века Голливуда, символом которого стало жестокое убийство актрисы Шэрон Тейт семьей Чарли Мэнсона. Не фильм, а настоящая машина времени, доказывающая, что кино умеет быть лучше жизни и справедливее смерти.
Какие награды уже есть у фильма: фильм остался без наград в Каннах, если не считать «Золотой ошейник для собаки», зато стал лучшей комедией «Золотого глобуса» и принес на нем призы за сценарий Тарантино и за роль второго плана Брэду Питту. Лучшие комедии с «Золотого глобуса» обычно проигрывают лучшим драмам, но «Чикаго», «Артист» и «Зеленая книга» – многообещающие прецеденты. А вот сценарная гильдия оставила фильм даже без номинации из-за своего строгого регламента, но тем выше мотивация сценаристов вернуть фильму невольный должок.
Шансы на победу: наивысшие. Во-первых, несправедливо, что у Тарантино – одного из архитекторов современного Голливуда – до сих пор нет главной статуэтки. Во-вторых, фильм наверняка найдет поддержку у крупных актерских и сценарных гильдий, входящих в Киноакадемию. Да и у продюсерской тоже, ведь это редкое авторское кино, построенное на сложной исторической реконструкции, сумело заработать больше трети миллиарда долларов в летнем прокате. Но главный козырь Тарантино в том, что он снял признание в любви родной индустрии. А такие фильмы – будь то «Чикаго», «Артист», «Бердмен», «Ла-Ла Ленд» и (косвенно) «Форма воды» – всегда в почете у академиков. Впрочем, перед самим голосованием в интернете наверняка вспомнят, что фильм Тарантино «слишком белый», и этот невольный расизм (Голливуд в 1969 году и правда был совершенно нетолерантным) будет стоить картине части голосов.
14 января, 2020