«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Французская трагикомедия от авторов «1+1», тот самый фильм, ради которого Ева Грин и Мэтт Диллон приезжали в Россию, и ужастик с крутыми актерскими работами – кинокритик Егор Москвитин рассказывает о главных новинках проката.

«Проксима»

«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Фото: Ten Letters

Тот самый фильм, ради которого Ева Грин и Мэтт Диллон приезжали в Россию – и щеголяли в пуховиках МЧС в «Пятерочках» рядом со Звездным городком. Американец и француженка играют в «Проксиме» астронавтов, которые вместе с русским космонавтом (его убедительно и деликатно изображает актер Алексей Фатеев) вот-вот отправятся на Марс. Но действие фильма целиком и полностью происходит на Земле. Герои учатся работать вместе, готовятся к расставанию с близкими и прощаются с родной планетой. Ведь экспедиция к Марсу станет первым космическим полетом, участники которого не будут видеть Землю в иллюминаторе. Дома главную героиню останется ждать маленькая дочь и, хоть и бывший, но муж (Ларс Айдингер) – астрофизик, привыкший исследовать чужие планеты, не покидая лабораторию. А привыкнуть к жизни между небом и землей ей поможет женщина-психолог, которую играет немка Сандра Хюллер – звезда фильмов Марен Аде.

Если «Гравитация» с Сандрой Буллок была историей о дочери мира, то «Проксима» с Евой Грин – это, напротив, летопись матери. Забавно, что премьера этой международной драмы от французской постановщицы Элис Винокур состоялась в Торонто спустя считанные дни после того, как Венецианский кинофестиваль открылся «Истиной» Хирокадзу Корээды. «Истина» – фильм тоже международный (режиссер – японец, в главных ролях: француженки Денев и Бинош и американец Итан Хоук) и тоже про космос как женское пространство. Только вот его герои не настоящие астронавты, а кинематографисты. Которые снимают фильм про мать, бегущую в космос от собственной дочери. Что-то вроде «Проксимы», только внутри «Истины». Круг замкнулся.

А еще забавнее то, насколько разной медленная, туманная и элегическая «Проксима» кажется разным критикам. В Северной Америке про фильм чаще всего пишут как про кино феминистское, концентрируясь на сценах, где стойкая героиня Грин борется с якобы заботливым героем Диллона за право выполнять тяжелую работу наравне со всеми, а не быть космическим туристом. Победы женщина достигает, демонстрируя напарникам огромную упаковку средств личной гигиены, которые полетят на Марс вместе с ней. А европейские критики, напротив, отказываются замечать в фильме все бытовое и злободневное и вместо этого возносят его до уровня философской притчи. И тут уже все сравнения только с Тарковским. Это не значит, что чересчур размеренная «Проксима» из тех картин, к которым лучше вернуться дважды. Но значит, что каждый зритель найдет в ней что-то свое.


«Маяк»

«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Фото: UPI

Черно-белый фильм ужасов, который на удивление часто возглавлял всевозможные списки лучших картин прошлого года, обходя и «Паразитов», и «Джокера», и «1917», и Ноа Баумбаха, и Квентина Тарантино. И причиной тому даже не экстраординарные и самоотверженные работы Роберта Паттинсона и Уиллема Дэфо (которые здесь так увлекаются безумием своих героев, что в какой-то момент превращают интеллигентную ленту в ремейк «Зеленого слоника», будьте готовы), а статус молодого американского режиссера Роберта Эггерса. В 2015 году он дебютировал на «Санденсе» с ужастиком «Ведьма» и был признан лучшим постановщиком фестиваля. В 2019 году его «Маяк» начал свой путь к наградам уже с Каннского киносмотра. Эггерс – безупречный стилист, добивающийся от своих фильмов максимальной аутентичности. Его «Ведьма» создает у публики абсолютный эффект путешествия в Новую Англию 17-го века; а «Маяк» и вовсе запирает зрителя в одной башне с двумя американскими безумцами родом из 19-го столетия. Но главное достоинство Эггерса в том, что за цитатами из Говарда Лавкрафта, Эдгара Аллана По, Стэнли Кубрика и голландских художников в его работах скрываются по-настоящему оригинальные и самобытные сюжеты. «Ведьма» была странным прощанием режиссера с собственным детством в Новой Англии. «Маяк» – драма о самых потаенных мужских страхах. Современные ужастики зачастую в состоянии только пугать, а не рассказывать истории – и тем ценнее свет редких «Маяков».


«Особенные»

«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Фото: Capella Film

Французская трагикомедия от авторов «1+1», которой выпала честь закрыть последний Каннский кинофестиваль. Герои Венсана Касселя и Реда Катеба (замечательного актера, которого мало кто у нас знает по имени, но почти все наверняка знают в лицо) – неуклюжие, но благородные альтруисты, помогающие людям с аутизмом выживать в современном мегаполисе, большом и безразличном. Как и в «1+1», к каждому пациенту здесь приставляют спутника-маргинала – трудного подростка, которого работа на благо общества обязательно перевоспитает. Но если «1+1» – картина легкая, смешная и духоподъемная, то в «Особенных» юмора чуточку меньше, а горечи гораздо больше. Но,по слухам, редко доходящим до киноманов, настоящая жизнь устроена примерно так же.


«Мое прекрасное лето с Софи»

«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Фото: «Престиж Кино»

Новый фильм Ребекки Злотовски – автора чувственного «Планетариума» с Натали Портман и Лили Роуз-Депп и сериала «Дикари», оказавшегося «Карточным домиком» по французски. В «Моем прекрасном лете с Софи» тоже уживаются и эротизм, и агрессия. Нежное курортное кино о любовных настроениях двух молодых девушек незаметно перетекает в драму о том, что у всякого удовольствия есть своя цена. В главных ролях – отважные красавицы Мина Фарид и Захия Дехар, чьи восточные корни вкупе с местом съемок (Лазурный берег Франции) невольно роднят фильм с «Мектубом». Но если уж их и сравнивать, то скажем осторожно, что «Мое прекрасное лето с Софи» приводит зрителя к разрядке гораздо быстрее.


«Сквозь снег»

«Проксима», «Маяк», «Особенные» и другие премьеры недели

Фото: «ПРОвзгляд»

На фоне всеобщей эпидемии «Паразитов» в повторный прокат выходит самый универсальный и зрительский из всех фильмов корейского режиссера Пон Чжун-Хо – динамичная антиутопия «Сквозь снег», в которой сыграли Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джейми Белл, Октавиа Спенсер, Джон Херт и Эд Харрис. Планета Земля скована льдами, и последним очагом жизни остается сверхскоростной поезд, движущийся без остановки. В его хвосте собрались бедняки, а первым классом едет – но тоже в никуда – бессовестная элита. Любая антиутопия описывает вертикальную социальную иерархию, но изобретательный южнокорейский фильм объединяет эту модель с логикой кровавой горизонтальной видеоигры. Потому что здешние революционеры топорами прорубают себе путь из последнего вагона в первый. Проходя уровень за уровнем. Убивая босса за боссом. Понятно, что повторную российскую премьеру фильма подгадали к неизбежному триумфу «Паразитов» на «Золотом глобусе» и «Оскаре», но есть что-то символичное и в том, что эта картина выходит у нас вслед за «Союзом спасения». Вот уж воистину: есть у революции начало, но нет у революции конца.

16 января