«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Один из самых важных российских фильмов 2019 года, симпатичная комедия, сделанная отечественными звездами и хорошее французское семейное кино – Егор Москвитин рассказывает о новинках проката.

«Смерть нам к лицу»

«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Фото: «Каро»

Абсолютно точно главная премьера недели и один из самых важных российских фильмов прошлого года. Драма о том, как двое влюбленных сражались с раком, и рассказывали о своей борьбе всему миру через Youtube. «Смерть нам к лицу», победившая на кинофестивале «Окно в Европу», история для нашей индустрии принципиально важная. И вот почему. Во-первых, в России не любят снимать про онкологию, ведь это та тема, в которой искусство вынуждено не дополнять и осмыслять реальность, а формулировать ее: культуры диалога и соучастия не существует; инфраструктуры для продолжения социальной жизни в общем-то, тоже. «Смерть нам к лицу» – это попытка обозначить эту проблему. И попытка на удивление деликатная, уверенная в себе и лишенная жертвенного надрыва.

Во-вторых, пока другие молодые режиссеры черпают вдохновение в девяностых, постановщик Борис Гуц использует современные технологии – его фильм целиком снят на мобильный телефон. И неизвестным, но одаренным актерам Александра Быстржицкой и Даниилу Пугаеву удается существовать в этой невероятной близости с оператором и зрителем так же органично, как и Клэр Фой в «Не в себе» Стивена Содерберга или ансамблю «Мандарина» Шона Бейкера (Оба этих фильма тоже сняты на телефон - прим.ред.). «Смерть нам к лицу» выглядит, как прямое включение из жизни настоящих людей. В удивительные ситуации, которые происходят с бедными молодыми людьми, собирающими деньги на лечение через Интернет, зритель поверит безоговорочно. В структуру их чувств, как бы она ни напоминала какую-то старую пьесу, тоже. Их страхи и надежды передаются аудитории буквально с первых минут. А сам фильм дарит удивительный опыт человеческого сострадания, соучастия и понимания. И наверняка вдохновит кого-то из зрителей посмотреть по новому на камеру своего смартфона.


«Марафон желаний»

«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Фото: «Планета информ»

Шероховатая, но симпатичная комедия, сделанная звездами, которым искренне нравится удивлять зрителя и смеяться над собой. А точнее режиссером-дебютантом Дарьей Чарушей, сценаристом-дебютантом Александром Гудковым и актрисой-дебютанткой Марией Миногаровой. И кучей их друзей - Аглаей Тарасовой, Яной Трояновой, Павлом Деревянко (он тут в роли Брэда Питта!), Екатериной Варнавой, Кириллом Нагиевым и Юлией Ауг. Простодушная и забавная, но придуманная не карикатурно и с уважением, провинциальная девушка решает вылечить разбитое сердце дорожным приключением. Путь она держит на семинар по позитивному мышлению. И вляпывается по дороге в такие нелепые ситуации, из которых без жизнерадостного настроя и веры в чудеса никак не выкарабкаться. Юмор в «Марафоне желаний» неровный, зато абсурдный – есть по-настоящему смешные моменты. И со своей основной задачей «поднимать настроение» – «Марафон желаний» вполне справляется.


Плохие парни навсегда

«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Фото: Sony Pictures Home Entertainment»

Продолжение самого первого фильма Майкла Бэя, снятое в эпоху, когда Майклу Бэю рады былии только в «Трансформерах» и на Netflix. Сегодня же боевики перестали быть брутальными зрелищами с шутками, которые оценят только подростки, а автомобиль «Порш» в кадре из сакрального артефакта превратился в досадный киноляп. Поэтому старая гвардия Бэя - веселый и косолапый мишка Мартин Лоуренс и взвинченный, но добрый в душе питбуль Уилл Смит – в 2020-м году выглядят в старой форме полиции Майами не на своем месте. Новые режиссеры – Адиль Эль Арби и Билал Фалла – пытаются зацепиться за ценности, которые превратили некогда убыточный «Форсаж» в многомиллиардную франшизу. На передний план выходят семьи героев. Рядом со знакомыми мужчинами появляются яркие и сильные женщины. А некогда безбашенный боевик, чернокожие герои которого в девяностые годы любили нарядиться в колпаки ку-клукс-клана, вдруг становится настолько мультикультурным и политкорректным, что в искренности его порывов начинаешь сомневаться. Кровавая и хищная батальная хореография новых «Плохих парней» все еще здорово смотрится на фоне современных травоядных блокбастеров для подростков, но былых юмора и химии между героями уже нет. И это становится особенно заметным в сцене, в которой они решают вновь, как в давние времена, спеть песню про плохих парней. Подпевать не тянет. Впрочем, американский прокат картины прошел более чем успешно, а большинство критиков ее все-таки хвалят – так что от четвертой части нам все равно никуда не деться.


Расправь крылья

«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Фото: «Веста»

Хорошие семейные комедии почти не снимают в России. Да и в Голливуде их выпускают с немалым трудом, в основном на каком-нибудь Netflix и разве что накануне Рождества. Но в мире остается одна страна, где доброе и смешное кино про неуклюжих родителей и мудрых детей все еще собирает зрителей всех возрастов. Эта страна называется Францией. И в ней есть режиссер Николя Ванье, который очень похож сразу и на Жака-Ива Кусто, и на Пьера Ришара. Чудак, путешественник, шутник и защитник животных, Ванье вот уже тридцать с лишним лет снимает фильмы об отношениях людей и природы. Часть из них посвящены Сибири, а часть – родной Франции. Самая известная из его работ – сказка «Белль и Себастиан» о том, как мальчик-сирота и дикая собака вместе пережили Вторую мировую войну. Но теперь кассовый рекорд этого фильма (100 миллионов евро) наверняка побьет его новая, еще более трогательная семейная комедия «Расправь крылья».

Герой номер один – немного безумный ученый, который придумал весьма экстравагантный (история, кстати, основана на реальных событиях) способ спасения вымирающих диких гусей. Он хочет притвориться для птиц папой и мамой – и на маленьком самолетике возглавить их полет в теплые страны. Герой номер два – его маленький сын. Он переживает развод родителей и прячется от непростой реальности в видеоиграх и мобильном телефоне. И, конечно же, в фильме есть прекрасная героиня, которую герой постарается вернуть. «Расправь крылья» – кино отчаянно старомодное, но в этом и состоит его прелесть. Вымирающий вид в нем – не только дикие птицы, но и дикие люди. Сентиментальные, добрые, неуклюжие и смешные. И их семьи – свободные от ерунды и сосредоточенные на своей любви. Такие, увы, сегодня водятся только во французском кино.


«Олдбой»

«Марафон желаний», «Плохие парни навсегда» и другие главные фильмы недели

Фото: «Русский Репортаж»

В российский прокат по случаю обострения всеобщего внимания к корейскому кино вернулись сразу две первоклассные экшн-драмы, снятые южнее 38-ой параллели – «Сквозь снег» и «Олдбой». И обе имеют дело с понятными западной аудитории сюжетами, но рассказывают их с акцентом. «Сквозь снег» – кровавая антиутопия с 1984 трупами в одном поезде. «Олдбой» же – корейский «Граф Монте-Кристо» – история заточения и возмездия, которое обернется для мстителя еще более страшной трагедией, чем несвобода. Вспыльчивый бизнесмен устраивает пьяную драку в день рождения своей маленькой дочери и оказывается в таинственной тюрьме. Но потратив больше дюжины на подготовку к побегу, он оказывается в еще более страшной ловушке. Возглавлявший в 2003-м году жюри Каннского кинофестиваля Квентин Тарантино был так поражен изящной хореографией и оглушительной яростью «Олдбоя», что требовал от коллег дать корейцу Пак Чхан-Уку главный приз.

В итоге фильм удостоили чуть менее почетного Гран-при жюри, но настоящей наградой для него стал на редкость успешный мировой прокат. А спустя десять лет американцы даже затеяли свой ремейк, но забыли воспроизвести в нем самое неистовство оригинала – бой на молотках под Вивальди; пожирание живого осьминога; ручьи мужских слез. Все это стоит увидеть на большом экране еще раз – но только при условии, что перед этим вознаграждением самим себе вы сделаете домашнюю работу и посмотрите другие фильмы Пак Чхан-Ука. Иначе представления об удивительном кинематографе Южной Кореи так и останутся на уровне «Олдбоя» и «Паразитов».

Егор Москвитин

23 января