«1917» – фильм, о котором говорят все вокруг. Каковы его шансы на «Оскар»?

В прокат выходит фильм «1917» Сэма Мендеса – самый сильный соперник «Однажды в… Голливуде» на этом «Оскаре». Рассказываем, чем хороша драма про Первую мировую войну, и прогнозируем, смогут ли безымянные британские солдаты победить джокеров, паразитов, каскадеров и маленьких женщин в битве за признание Киноакадемии США.

Первая мировая война – событие, которое не особо спешит осмыслять и ощущать кинематограф. Линия фронта на ней не разделяет добро и зло так четко, как на Второй мировой. Соединенные Штаты не ключевые участники конфликта, и это остужает пыл Голливуда. А сама логика окопной борьбы и позиционной войны ставит под вопрос зрелищность. Фильмы о событиях 1914-1918 годов редко бывают динамичными, зато всегда драматичны. В «Искателе воды» фермер из Австралии отправляется в Османскую империю, чтобы найти своих пленных сыновей (или хотя бы их тела). В «Счастливого Рождества» французы, британцы и немцы празднуют вместе сочельник, чтобы спустя считанные часы вернуться к исполнению ненавистных приказов и убийству друг друга. А в «Мальчике русском» на войну спешит паренек, который не хочет стрелять, но чувствует огромную и непостижимую ответственность за весь мир, которая легла на его плечи.

«1917» – фильм, о котором говорят все вокруг. Каковы его шансы на «Оскар»?

Фото: CAP/RFS/Capital Pictures/East News

«1917» Сэма Мендеса – особый случай. Это абсолютно антивоенное кино, но сделанное как аттракцион для IMAX; «Дюнкерк» этого года. Фильм с полудюжиной отборных британских звезд – Бенедиктом Камбербэтчем, Эндрю Скоттом, Колином Фертом, Марком Стронгом, Джеймсом Мэдденом, Джорджем Маккем. Но все эти звезды сорвались с неба (и погон) для того лишь, чтобы утонуть в окопной грязи, узнать их на экране будет непросто. И наконец для описания первой технологической войны в истории человечества фильм прибегает к абсолютно технической драматургии. Как такового сюжета здесь нет. Не считать же таким одиссею двух молодых англичан, которым нужно срочно доставить через ничейные земли послание своим товарищам и предотвратить бесплодную атаку. Но зато фильм снят будто бы одним дублем. И организация его производства явно напоминает планирование военной кампании. За «1917» стоят сложнейшие маневры, виртуозная логистика и продуманная координация действий тысяч людей, и все это ради одной цели – показать, что человечество способно не только на изощренное разрушение, но и на одухотворенное созидательство. Это фильм про войну и при этом за мир. Киноязык «1917» не стесняется использовать самые понятные и сильные образы: цветы, растущие на поле боя; младенца, который плачет среди обугленных трупов; молодую женщину, которая навсегда запомнит безумие мужчин; молитву перед атакой. Сэм Мендес снял абсолютно авторское и максимально зрительское кино.

Главная интрига теперь – возьмет ли «1917» главный «Оскар»?

За последние десять лет (в 2009 году изменились правила голосования за лучший фильм и количество возможных номинантов) на «Оскаре» ни разу не побеждала картина без фестивальной премьеры, хотя раньше это было в порядке вещей. Чаще всего будущих чемпионов показывают в Венеции и на американском Telluride, реже – в Каннах и Торонто, совсем никогда (ни разу за всю историю!) на «проклятом» Sundance.

«1917» – фильм, о котором говорят все вокруг. Каковы его шансы на «Оскар»?

Фото: CAP/RFS/Capital Pictures/East News

По этой логике у «1917», как и у «Маленьких женщин», нет ни малейшего шанса на победу: обе картины презентовали не на фестивалях, а в кинотеатрах Лос-Анджелеса. Зато в пользу работы Мендеса говорит самый важный «оскаровский» индикатор – награда Гильдии продюсеров. Члены PGA составляют весомую часть Киноакадемии и используют ту же систему «преференциального голосования». Их выбор предвосхитил аналогичную победу на «Оскаре» 8 раз за последние 10 лет.

Вдобавок 25 января Сэма наградила еще и Гильдия кинорежиссеров США – DGA. И за последние десять лет она не предсказала аналогичную победу на «Оскаре» всего один раз, когда Киноакадемия отметила Бена Аффлека за «Операцию «Арго», даже не номинированного гильдией. В пяти случаях из десяти победители DGA взяли не только «Оскар» за режиссуру, но и за «Лучший фильм». После поражений «Ла-Ла Ленда» и «Ромы» принято считать, что Киноакадемия не любит вручать две основные награды – за лучший фильм и лучшую режиссуру – в одни руки. Но, по статистике, гораздо чаще бывает наоборот. С «Золотым глобусом», призом от продюсеров и призом от режиссеров (то есть с тем же набором, что и у «1917») провалился лишь «Ла-Ла Ленд». Но «Форма воды», «Бердмэн» и «Артист» победили. Получается три к одному.

С другой стороны, несмотря на 10 номинаций от Киноакадемии, «1917» не хватает важнейших – актерских и за «Лучший монтаж». Все прецеденты побед фильмов без борьбы в актерских категориях остались в девяностых («Храброе сердце») и нулевых («Миллионер из трущоб» и «Властелин колец: Возвращение короля»). Шанс на главный «Оскар» без монтажной номинации еще ниже (ее, например, не было у «Ромы»), но тут нужно учесть специфику «1917». Это фильм, якобы снятый одним планом. И в прошлый раз такая картина – «Бердмэн» – как раз и победила.

«1917» – фильм, о котором говорят все вокруг. Каковы его шансы на «Оскар»?

Фото: CAP/RFS/Capital Pictures/East News

С точки зрения статистики победа на «Золотом глобусе» (где «1917» достались важнейшие призы за режиссуру и лучшую драму) тоже не гарантирует фильму успех на «Оскаре». Но благодаря позднему декабрьскому и январскому прокату именно эпос Сэма Мендеса сегодня кажется самым громким, горячим и попросту вездесущим номинантом в этой гонке. На каждой премии британский режиссер и его продюсер Пиппа Харрис произносят речи, придающие исторической драме актуальность. На церемонии PGA дошло до страшилки про то, что планета вновь стоит на грани мировой войны. Даже посвящение фильма дедушке Сэма Мендеса легко считать как рекламный ход: половина киноакадемиков тоже чьи-то деды.

В год, когда между объявлением номинантов на «Оскар» и завершением голосования пройдет рекордно малый срок, постоянный шум вокруг фильма непременно сыграет свою роль. Слоган «1917»: «Время – наш главный враг». Но прямо сейчас оно лучший союзник британского фильма. 21 год назад на «Оскаре» уже был случай, когда нашумевшая монументальная американская военная драма в последний момент проиграла темной лошадке из британской конюшни. Это случилось со «Спасением рядового Райана» и «Влюбленным Шекспиром». И это вполне может повториться и 9 февраля с «1917», которому противостоят лучшие фильмы США.

«1917» – фильм, о котором говорят все вокруг. Каковы его шансы на «Оскар»?

Фото: CAP/RFS/Capital Pictures/East News

А призы гильдий перестали считаться точными индикаторами побед на «Оскаре» еще и потому, что гильдии, в отличие от Киноакадемии, в последние годы не гнались за инклюзивностью. Новый президент Киноакадемии США Шерил Бун Айзекс увеличила долю женщин в ассоциации до 31%, а долю цветных кинематографистов – до 12%. Но гильдии, которые сейчас награждают «1917» – драму про белых мужчин на страже мира, – таких реформ не проводили. Кстати, интеграция женщин, африканцев и индусов в сюжет драмы Сэма Мендеса – самая слабая сторона сценария фильма.

На спортивных сайтах в конце таких статей принято советовать конкретную ставку. Хотелось бы этого избежать, но раз у жанра есть законы, то в случае с «1917» наши прогнозы такие: «Оскар» за лучшую режиссуру – да, «Оскар» за лучший фильм – нет.

Егор Москвитин

30 января