Шуба vs Пуховик: что победит в Москве

Мировые модные дома один за другим отказываются от натурального меха. Однако большинство москвичей, кажется, эта тенденция мало волнует: по количеству шуб на улице мы продолжаем уверенно обгонять все европейские столицы. Узнали у модных дизайнеров и основателей винтажных проектов, как изменилось наше отношение к меху, чем мех с приставкой «эко» отличается от искусственного и почему не всякий пуховик – альтернатива шубе.

Prada без меха

Шуба vs Пуховик: что победит в Москве

Фото: Christian Vierig/Getty Images

«Мех? Я больше в этом не участвую. Не хочу убивать животных ради моды. Это кажется мне неверным», – заявила Донателла Версаче в 2018 году. При этом марка исторически использовала этот материал – он есть еще в самых первых коллекциях, как женских, так и мужских. До этого об отказе от меха заявили Furla, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и Vivienne Westwood, Hugo Boss, Armani и Gucci, причем последние умудрялись отделывать мехом даже лоферы. Но это новая волна: еще в 1994 году супермодели Наоми Кэмпбелл и Синди Кроуфорд снялись обнаженными, пропагандируя лозунг: «Я бы предпочла ходить голой, чем носить мех», а в 2001-м их поддержала знаменитый fashion-борец за экологию Стелла Маккартни.

На днях крупнейшая сеть американских универмагов Macy's Inc. и итальянский магазин Yoox Net-A-Porter Group объявили, что до конца 2020 финансового года полностью откажутся от продажи изделий из натурального меха. И одной из последних в прошлом году список этичных марок пополнила Prada – в весенних коллекциях меха уже не будет. «Исследования и разработка альтернативных материалов позволят нашей марке достичь новых горизонтов креативности», – заявила наследница и бессменный глава дома Миучча Прада. В общем, высокая мода объявила бойкот норке и каракулю. Дошло до государственного уровня: в Калифорнии губернатор Гэвин Ньюс запретил мех законодательно – штрафовать за нарушение начнут с 2021 года. Хотя при мягком климате это вето вряд ли можно назвать строгим, не Аляска же.

Многие стали задумываться об ответственном потреблении, а для публичных людей шуба сегодня – это еще и репутационный риск. Анна Винтур, главный редактор американского Vogue, за свою любовь к натуральному меху уже получала от активистов PETA тортом в лицо. Последние годы она все-таки отказалась от своей привычки появляться на показах в роскошных шубах из соболя или шиншиллы.


«Не подарили, а сама купила»

Мех убрали с модных подиумов и запретили в Лос-Анджелесе, но это вовсе не значит, что он исчез или когда-либо исчезнет с московских улиц: шоколадные и серебристые полушубки и шубы из норки можно увидеть в метро на каждой третьей. Оксана Федорова, директор московского Музея моды, недавно рекламировала в своем инстаграме очередного «мехового производителя», а жены чиновников, возможно, не смогут разлюбить мех никогда. Его поклонницы восклицают в соцсетях: «Какой пуховик в наших широтах? Да и потом страсть к меху у нас, русских, в ДНК!»

Видео: YouTube/LubeMobile

Статистика это подтверждает: по данным Федеральной налоговой службы, общий объем рынка оценивается в 150 миллиардов рублей. При этом, несмотря на увеличение объема продаж, тренды на экологический образ жизни и увещевания Греты Тунберг все-таки, видимо, доходят до неравнодушных: оборот меховых изделий снижается. В 2018 году в Российском пушно-меховом союзе оценивали уменьшение рынка на 20-25%.

Изменились и покупательские привычки. Если раньше меха приобретали своим избранницам состоятельные кавалеры и мужья, то теперь принято гордиться тем, что «можешь заработать на шубу сама». К мехам больше тяготеют женщины после 30 – во многом, чтобы продемонстрировать свой статус. Хотя скромный с виду пуховик Moncler или, скажем, Canada Goose из последних коллекций давно уже стоит в два, если не в три раза дороже, чем норка, мех все равно прочно ассоциируется с роскошью.


Почему экомех лучше синтетики

Шуба vs Пуховик: что победит в Москве

Шуба из овечьей шерсти. Фото: vk.com/dontspeakfurs

У тех, кто решительно против натуральной шубы, даже винтажной, есть две альтернативы: синтетический мех и экомех. Это не синонимы, и более 90% потребителей не осознают эту разницу: в простонародье оба варианта прозвали «чебурашкой». Между тем она колоссальна. Искусственный мех тоже теплый и может быть очень похожим на натуральный, при его производстве животные не погибают, зато наносится огромный вред окружающей среде, ведь используется полиэстер, акрил и модакрил. Эти материалы крайне неэкологичны в процессе производства, стирки и утилизации, потому что синтетические волокна не подвержены биоразложению, так что «гнить» такая шуба на помойке будет веками. В то время как экомехом называют стриженый мех длинношерстной овцы – его вычесывают и помещают на тканевую основу. Именно на такой материал стали переходить прогрессивные производители модной одежды.

«Некоторых сложно убедить, что шерсть – это действительно этичный материал. Просто не все знают, что, в отличие от своих диких собратьев, одомашненные овцы обрастают таким слоем шерсти, который они уже не в состоянии скинуть самостоятельно. И в таком контексте шуба из стриженой овечьей шерсти – хорошая альтернатива, мост между натуральным и полностью искусственным мехом», – говорит Ольга Толмачева, основательница бренда экошуб Don't Speak.


Гусь и тинсулейт

Наконец с другой альтернативой натуральному меху – пуховиками – тоже все непросто: не все, кто их носит, могут гордо заявить, что максимально этично подошли к выбору верхней одежды. Формально пуховиком можно называть куртку или пальто только на натуральном пуху, причем теплее и практичнее всего модели на гусином или гагачьем. Качество пуха можно понять на ощупь и по маркировке (чем меньше в нем перьев, тем лучше), а также по силе заполнения пространства (чем пышнее, тем теплее пух). Получается, что быть на 100% осознанным можно, только если покупаешь изделия с искусственными утеплителями. Ну и без натурального меха на капюшоне, конечно.

Самые часто встречающиеся искусственные наполнители в дутых куртках и пальто – это гипоаллергенный синтепух (до -25 градусов), легкий и тонкий тинсулейт (до -60, поэтому часто используется в горнолыжной одежде) и знакомый синтепон, самый бюджетный вариант, который и скатывается быстро, и не особо греет (подходит для погоды до -10 градусов). «В основном такие изделия согревают слабее пуховиков и сидят на фигуре значительно хуже. Дело в том, что большинство искусственных утеплителей, попадая при пошиве под строчку, создают уплотнения, которые выглядят плохо и радикально портят и вид, и пластичность изделия. А вот натуральный пух под строчками не задерживается», – говорит Илья Нафеев, сооснователь бренда Grunge John Orchestra Explosion.

Таня Нудельман, одна из админов телеграм-канала про fashion-ресейл «Ничего нового», считает: «Пуховик – это вещь первой необходимости. А вот шуба постепенно становится частью семейной истории, фамильной драгоценностью, олицетворением роскошных нулевых. Ведь у каждой эпохи были свои символы». Но шубохранилища, по ее мнению, нужно оставить в прошлом, взяв в будущее одну шубу как реликвию. «Если говорить о ресейле, то шубу сегодня сложнее перепродать, чем, например, дорогую сумку. Мы рекомендуем инвестировать в новые вещи с учетом современных культурных и экологических кодов, понимая все тенденции».

Фото обложки: Christian Vierig/Getty Images

Ольга Распопова

08 февраля