«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» входит в новое десятилетие выставками «Atelier E.B. «Прохожий» и «Мы храним наши белые сны. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969». Разбираемся, о чем они.

В глобальном смысле в новом сезоне «Гараж» ведет речь о сообществах. У каждого объединения людей есть свой собственный язык, с помощью которого легко отличить «своего» от «чужого». Причем «язык» в данном случае – не столько про речь, сколько про систему знаков и символов. Сюда относится, например, наша одежда – простой и прямолинейный способ заявить о принадлежности к некой группе. Выставка дуэта основательниц модного бренда Atelier E. B. – дизайнера Беки Липскомб и художницы Люси Маккензи – рассказывает как раз о такой коммуникации.

«Atelier E.B. «Прохожий»

Проект пережил несколько воплощений – ранее его уже показывали в Лондоне («Серпентайн») и в Париже («Лафайет Антисипасьон»). Символично, что парижская галерея принадлежит владельцам знаменитого универмага «Лафайет», ведь прохожие Atelier E.B. фланируют как раз мимо магазинов одежды. Гастроли выставки не означают, что в «Гараж» привезли то же самое: для каждого города Липскомб и Маккензи создают свою экспозицию. Антураж соответствующий – в какой-то момент кажется, что вы находитесь не в музее, а в универмаге: среди манекенов и витрин даже картины кажутся рекламными постерами.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

Экспозиция состоит из нескольких смысловых частей, смотреть их можно в любом порядке. Одна рассказывает о выставках легкой промышленности в разных странах – в Москве фокус, конечно же, на ВДНХ. Заслуживает внимания раздел об истории манекенов, здесь не проходите мимо работы немецкого скульптора-экспрессиониста Рудольфа Беллинга – женской фигуры на основании в виде восклицательного знака. Интересно рассматривать кукол Саши Моргенталер, швейцарской художницы, подруги Василия Кандинского и Пауля Клее – у ее игрушечных девочек и мальчиков разный цвет кожи и костюмы, а еще – очень серьезные, сосредоточенные лица.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

Целый раздел Липскомб и Маккензи уделили ГУМу: специально для Москвы авторы сделали витрину-обманку в советском стиле, рядом с которой показывают архивное видео о буднях легендарного универмага. Здесь же находится работа «Витрина» художницы из поколения советских семидесятников Татьяны Назаренко. Вот они – те самые прохожие-обыватели, которым посвящается выставка.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

В рассказ о прохожем Atelier E.B. включает и одежду собственного бренда. Вещи иронично развешены на работах Элизабет Редклифф, Таубе Ауэрбах, Анны Блессман, Берни Рида, Стеффа Норвуда и Маркуса Зельга, заключены в нарочито классические витрины. Если приглянется толстовка или шарф, их можно приобрести в сувенирной лавке «Гаража».

«Греческая» коллекция одежды Atelier E.B. с меандром как нигде больше уместна именно на московской выставке. Меандр, один из древнейших узоров в мире и символ бренда Versace, в гламурные нулевые прижился в шкафах у многих россиян – именно тогда брендовая одежда стала пропуском в определенное сообщество, а погоня за статусом привела к появлению на рынке одежды, как и на рынке искусства, подделок, которые продавцы кокетливо называют «репликами».

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

«Мы храним наши белые сны»

Вторая выставка посвящена мистицизму, эзотерическим практикам русских художников и тайным сообществам. Название из стихотворения одного из главных героев выставки Андрея Белого вносит интригу, конкретику дает пояснение «Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». Все залы задрапированы белой тканью: решение, придуманное архитектурным бюро GRACE, создает нужную атмосферу – недаром на одном из представленных документов указано, что медиум должен быть облачен в светлую одежду с головы до ног для лучшей связи с миром духов.

Работы Андрея Белого, Маргариты Сабашниковой, Аси Тургеневой, Ариадны Арендт иллюстрируют архивные документы о спиритических сеансах, строительстве центра антропософии Гётеанума в Швейцарии (в нем Белый и Тургенева принимали непосредственное участие), гадании на картах таро, тайных обществах, опытах автоматического письма и фотографии.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

Отдельный раздел посвящен эвритмии – учению о соединении движения, музыки и света для обретения внутренней гармонии, здесь планируют проводить перформансы современных художников. На этом фоне контрастно смотрится следующий раздел с уголовными делами тех, кто осмелился придерживаться своих взглядов в Советском Союзе.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

В этой точке выставка разделяется на несколько ветвей. Одна из них рассказывает о художниках, работавших в Самарканде – Алексее Исупове, Данииле Степанове и Александре Николаеве. Тончайшая живопись вобрала в себя лучшее от разных культур: экзотические полотна одновременно похожи на восточные миниатюры, древнерусские иконы и работы авангардистов. Интересно сложилась и жизнь этих художников. Они меняли страны, манеру живописи и даже имена. Алексей Исупов уехал в Италию, где превратился в Алессио, за ним последовал и Даниил Степанов, который прославился как реставратор работ Рафаэля и Тициана. Ученик Казимира Малевича Александр Николаев единственный остался в Самарканде – художник принял ислам и работал под псевдонимом Усто Мумин (в переводе с узбекского «нежный мастер»).

За «самаркандцами» идут разделы, посвященные мастерам, ушедшим во «внутреннюю» эмиграцию. Например, художник Сергей Калмыков переехал из столицы в Алма-Ату как только услышал о том, что его хотят арестовать. На новом месте он успешно изображал городского сумасшедшего, благодаря чему никто не мешал ему заниматься живописью. Друг Марка Шагала Исаак Иткинд, арестованный в 1937 году по ложному обвинению в шпионаже, после освобождения из лагерей жил в землянке под Алма-Атой так уединенно, что многие считали, будто его уже нет в живых. Не менее печально сложилась судьба художников из группы «Амаравелла» (последователи Николая Рериха и приверженцы философии русского космизма), чьи работы во многом предвосхитили образы научной фантастики.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City

Финал экспозиции – совершенно мистические музыкальные произведения Юлиана Щуцкого. Композитора и знатока Востока расстреляли по обвинению в участии в анархо-мистической группировке, от его наследия осталось лишь несколько рукописей. В «Гараже» показаны две из них, партитура его произведения и перевод на китайский стихотворения Анны Ахматовой «Смятение», для которого Щуцкий написал музыку. Эти иероглифы завораживают: не зная языка, любопытно искать в них знакомые образы, чтобы найти за символом идею. Это и есть лучший способ смотреть выставки «Гаража» этого сезона – пристально вглядываясь в символы, пробовать соединить их в новые истории.

«Atelier E.B. «Прохожий» и много мистики: о чем новые выставки в ЦСИ «Гараж»

Фото: Михаил Голденков/The City


Музей современного искусства «Гараж»
Крымский Вал, д. 9, стр. 32

До 10 мая 2020
Билеты: 500 рублей взрослым, 250 рублей студентам, 150 рублей школьникам

Алена Коваленко